Изначально дистанционный формат использовался для обучения конкретным навыкам или предметам (иностранным языкам, компьютерным программам), теперь дистанционно можно получить и бизнес-образование. Однако рынок дистанционного обучения (основные звенья — разработчики информационных платформ, авторы контента и собственно провайдеры образовательных услуг) нельзя считать сформировавшимся. А главное — нет устойчивого представления о сути услуги.
Дистанционный формат, как правило, отождествляют с e-learning — исключительно электронным онлайн-обучением. Однако это не совсем верно, поскольку e-learning — лишь один из элементов совокупности технологий передачи информации. Дистанционное обучение уместнее рассматривать в контексте следующей классификации методов обучения. Первый метод — лекционный — составляет 99% системы образования от детского сада до аспирантуры. Второй — посредством изучения и обсуждения кейсов с опусканием несущественных деталей — не предполагает рассмотрение ситуации во всех аспектах. Третий — когда ситуация разыгрывается с использованием различных симуляторов и моделей — считается более продвинутым, поскольку позволяет прожить ситуации и приобрести соответствующее мастерство. И четвертый — проектный — за основу берет реальные задачи, которые нужно решить здесь и сейчас. Дистанционный формат предполагает обучение не просто на реальных, а на собственных проектах студентов, на базе их личного опыта. Традиционные формы сводятся к тому, что люди отрываются от бизнеса и некоторое время изолированно обучаются на кейсах. Вот сейчас кризис, а все кейсы написаны до его начала. И какая польза от их изучения? Это все равно что потреблять осетрину не первой свежести. Выбор формата определяется соответствующей мотивацией слушателя. Дистанционное обучение — один из вариантов part-time-обучения. И если дневное обучение подходит тем, кто может совсем оставить работу на год-два, а вечерний — тем, кто может освободить вечера, то дистанционный ориентирован на тех, кто много работает и/или путешествует. У смешанного формата множество плюсов. Основное преимущество для занятых людей — отсутствие привязки к жесткому графику и конкретному месту, возможность самостоятельно подбирать интенсивность обучения. Ряд курсов позволяют при необходимости приостановить обучение и продолжить его позднее. В среднем дистанционные программы дешевле очных на 30%. Дистанционный формат — это ситуация, когда лифта нет, но есть хорошо организованная система ступенек с перилами, подпорками, поддержками. Все есть, только ножками самому надо идти. Но может ли человек быть менеджером, если он не в состоянии сам себя организовать? Можно сказать, что дистанционное образование — это тест на профпригодность. Сегодня становится все больше людей, стремящихся учиться без отрыва от бизнеса, понимающих преимущества ситуации, когда они получают не только знания, но и навыки их использования в практической деятельности. И в перспективе можно говорить о слиянии дистанционного и традиционного обучения в единый формат.
|