Вопрос, который мне очень часто задают на тренингах - сколько слушателей может быть одновременно в группе онлайн курса? С каким количеством преподаватель может не только справиться, но и дать качественные знания? Вопрос весьма актуальный, ведь одним из основных преимуществ e-learning всегда называют возможность масштабирования и работы с большим количеством слушателей, чем в очном обучении. Ведь тут нет ограничений физической аудитории и многих других ограничений.
На практике же получается, что один преподаватель может работать с группой, которая не на много больше очной. Хотя все зависит от ряда особенностей: - если преподаватель очень хорошо владеет ИТ, то он может работать с большей группой, потому что он будет быстрее выполнять все действия. Тут еще важно, чтобы и у группы знания ИТ были выше среднего, потому что в противном случае у преподавателя уйдет много времени на ответы на технические вопросы - если преподаватель только начинает работать с ИТ, то лучше формировать малую группу, иначе работать будет очень сложно - все очень сильно зависит от методики. Чем больше роль преподавателя в освоении материала, тем меньше должна быть группа. Если курс построен так, что слушатели изучают материал, выполняют интерактивные практикумы и тесты, а преподаватель только проводит вебинары и проверяет итоговые работы, то в таком режие можно и 150 человек на одного преподавателя сделать, потому что в основном будет идти самостоятельная работа. Но если в курсе предусмотрены форумы, где преподаватель должен принимать активное участие, если много самостоятельных работ, которые преподавателю нужно будет проверять, то тут большую группу делать уже нельзя, 50 человек - максимум. - имеет значение и сам предмет. Есть предметы простые, которые слушатели быстро осваивают, вопросов немного, проверка работ - быстрая. Есть сложные, где и понять трудно и работы нужно детально проверять каждую. Для простых предметов группа может быть больше, для сложных - меньше. Еще есть важный вопрос инструментов, которые доступны преподавателю и того, что есть внутри СДО. Удобные в использовании инструменты, которые позволяют, например, делать рассылки на всю группу нажатием одной кнопки, собирать работы слушателей не по почте, а внутри системы, различные автоматические функции, сильно облегчают работу преподавателя, экономят время и, как следствие, позволяют лекго вести более крупную группу. Кстати, еще очень важны инструменты статистики в СДО, чтобы можно было посмотреть общую картину по группе, кто что сделал, сдал и прочее. Такая штука позволяет не делать лишних движений и оперативно реагировать на ситуацию в группе только тогда, когда нужно. По моему личному опыту онлайн преподавания картина получается примерно такая:
- на вебинаре можно вести активную и интересную работу с группой до 60 человек. Больше - уже очень трудно за всеми следить и вовлекать. Оптимально работать с группой в 30-40 человек. В тоже время группа в 10-12 человек слишком мала для организации активных учебных мероприятий на вебинаре. - активные дискуссии в форуме можно вести качественно и интересно при группе до 30 человек, когда еще можно запомнить, кто что сказал ранее, у кого какой основной тезис. Когда больше, ответы на форум для меня превращаются в исследовательскую работу, когда при ответе слушателю нужно перечитать весь форум, найти все его прошлые ответы и только тогда ему отвечать. - при организации самостоятельной работы (если работ несколько и они непростые), больше 30 человек тоже трудно обучать. Но я нашла выход - я даю самостоятельные групповые задания, делю группу на подгруппы по 4-6 человек и у меня получается работ меньше, поэтому можно работать и с 60 слушателями. При большой e-learning группе очень важна четкая и методическая работа и организация своего личного пространства. Папки, фильтры, маркеры и прочее. И личная дисциплина - пару дней все запускаешь, потом очень трудно разобрать завалы, ведь я одна, а слушателей 60 и все они пишут. Елена Тихомирова
|