Пока на Национальной образовательной открытой онлайн-платформе, сформированной усилиями восьми российских университетов, разместились 32 образовательных модуля. Однако через пару лет основное ядро таких специальностей, как Экономика, Менеджмент, Право, Социология, Математика и Естественные науки будут покрывать уже 200 онлайн-курсов платформы. И тогда прослушать каждый из них, а затем зачесть в своем вузе как пройденный, при желании сможет каждый российский студент.
Система, разъяснили «МК» участники платформы, будет работать так. Между вузами-разработчиками онлайн-программ (донорами) и вузами-потребителями их продукции (реципиентами) возникнут три формата взаимодействия. Первый - договор с вузом-реципиентом о реализации образовательных программ (В этом случае все студенты-реципиенты, прослушавшие онлайн-курсы получат диплом своего вуза, но с указанием прослушанных курсов и вуза, в котором они слушались). Второй - персональный договор вуза-донора со студентом другого вуза о прослушивании курса без последующего получения сертификата. (Такое прослушивание будет бесплатным). Третий - договор со студентом об оплате сертификата. При этом для получения второго высшего образования по этой схеме также придется поступить в один из вузов, разъяснил «МК» ректор Высшей школы экономики, Ярослав Кузьминов: в отличие от теоретической, прикладная часть программы все равно должна слушаться в оффлайне в своем вузе.
Теоретически, конечно, можно представить себе личный план обучения, сформированный из одних лишь «внешних» сертификатов. Но последнее слово в вопросе, засчитывать ли результаты других вузов, остается за вузом-реципиентом. Перезачет дисциплин пойдет не автоматически, а по решению академического руководителя, и проект списка дисциплин, рекомендуемых к засчитыванию, уже составляется.
Студенты, судя по первым откликам, счастливы: плохо ли, поступив без особого напряга в очень средний вуз, прослушать все основные курсы в лучшем университете страны, а затем представить работодателю соответствующие сертификаты. Но руководство этих самых «очень средних вузов» от замены своих лекций чужими не в восторге, хотя это мало что изменит: «Мы в борьбе с консерватизмом можем опираться на административный ресурс,- предупредил Кузьминов.- Минобрнауки будет работать с вузами-реципиентами, чтобы те брали онлайн-курсы этих университетов, чтобы заместить ими слабые, либо отсутствующие курсы в своих образовательных программах». Более того: «административный ресурс» обернется для реципиентов финансовыми потерями, предсказывает он, ведь «деньги, которые экономит университет-
реципиент, должны делиться с университетом-донором». При этом ряды вузов-доноров, по его оценке, будут расширяться неспешно: «Рассматривать предложения и присоединении других университетов мы будем не раньше, чем выполним свои обязательства по созданию 200 курсов. Сначала мы покажем, что мы умеем, а потом уже коллеги решат, хотят ли они присоединяться. Думаю, на эту работу уйдет года два, но через 3-4 года будут обеспечены по каждому блоку не по одной, а по 3-4 программы».
Впрочем, в каком-то смысле потенциальные реципиенты уже вовлечены в работу платформы, заверила «МК» другой представитель доноров, ректор МИСиС Алевтина Черникова: «Все, что делают восемь вузов-разработчиков, обсуждено в образовательном сообществе, которое уже сейчас хочет использовать в своей учебной деятельности эти онлайн-курсы. На днях будет подписано такое соглашение с Ассоциациями башкирских и сибирских вузов. А для получения обратной связи привлекаем студентов и аспирантов».
Однако пока, признался замминистра образования и науки Александр Климов, полный доступ к материалам Платформы имеют лишь восемь университетов-участников, а всем прочим «доступ к использованию будет открыт после апробации и завершения разработки нормативных документов, которые позволят признавать результаты, полученные по итогам онлайн-курсов».
По материалам
МК RU