В этом году был опубликован доклад NMC Horizon Report: 2015 Higher Education на тему влияния новых технологий на высшее образование в мире. Авторы доклада смогли выделить шесть технологий, которые, по их мнению, оказались наиболее важными.
1. Обучение с использованием мобильных устройствРечь идет о применении студентами и педагогами своих собственных гаджетов. Как утверждают эксперты, даже несмотря на то, что могут возникнуть проблемы с информационной безопасностью в учебных заведения, такая практика войдет в обиход. При помощи гаджетов обучаться можно в любое время и в любом месте, поэтому разработчикам контента нужно уже сейчас задуматься о том, чтобы разрабатывать те материалы, которые будут совместимы со всеми типами устройств.
2. «Перевернутые классы»Благодаря этой технологии можно будет реализовать мобильное обучение. Суть ее сводится к тому, что все необходимые теоретические знания студент будет получать дома, а не в стенах образовательного учреждения. В классе же, наоборот, нужно будет решать домашнее задание или разрабатывать групповой проект. Как считают эксперты, такой метод даст возможность сформировать весьма динамичную и творческую среду, в которой студенты смогут научиться критически мыслить и совместно работать над поставленными задачами.
3. «Makerspaces»Эта технология предполагает организацию специальных пространств для практического обучения. В последнее время сторонников необходимости практического обучения, направленного на развитие конкретных творческих и инженерных навыков, становится все больше. Таким образом, возникает необходимость в организации пространств, где студенты могут встречаться, обсуждать свои мысли, полученные знания и навыки, а также проводить эксперименты и создавать что-то инновационное. Такие пространства, в которых будет такое оборудование, как 3D-принтеры или 3D-сканеры, будут стимулировать групповую работу студентов, развитие их навыков, выходящих за пределы учебных программ.
4. Нательные технологииВ XXI веке произошла настоящая революция, связанная с запуском в широкую продажу новых гаджетов, таких как Google Glass или умных часов от Apple и Samsung. Это привело к тому, что появилась новая категория нательных технологий, которые в ближайшем времени могут быть встроены в образовательный процесс. На сегодняшний день такие технологии по большей части используются для занятий спортом. Но именно в образовательной среде они могли бы быть весьма полезны. Уже сейчас некоторые университеты работают над внедрением нательных технологий в учебные программы, а также создают принципиально новые технологии, например, нейроинтерфейсы.
5. Адаптивное обучениеВ связи с увеличением спроса на персонализированное обучение появилась необходимость создания индивидуальных программ под
запросы и способности конкретного студента. Технологии адаптивного обучения позволят создавать образовательные программы и платформы, которые учитывают индивидуальные потребности студентов.
6. Интернет вещейИнтернет вещей представляет собой целую экосистему, которая объединяет технологии для коммуникации между гаджетами и людьми. Благодаря применению интернета вещей в образовательных учреждениях, студенты смогут потреблять необходимую информацию непосредственно из окружающей среды. Например, изучать местность с исторической или культурной точки зрения.
Как утверждают в своем докладе эксперты, подобные технологии в образовательном процессе уже не фантастика. Более того, уже многие университеты успешно применяют их на практике по всему миру.
Представители европейских бизнес школ рассказали, каким образом новые технологии в ближайшем будущем смогут повлиять на
бизнес-образование.
У бизнес-школ появятся конкурентыКак известно, образование – это несгораемая инвестиция, но воспринимается она на дальнюю перспективу. А вот от бизнес-образования студенты ждут быстрых, эффективных и показательных результатов в течение 1-2 лет. Конечно, на эту тенденцию отчасти повлиял кризис, а также убеждение, что от конкретных действий должен быть результат. Компании, отправляющие своих менеджеров на обучение, хотят быть уверенными, что полученные знания принесут пользу компании и смогут вывести их на более успешный уровень. Сами студенты также относятся к получению бизнес-образования, как к большому шагу по продвижению по карьерной лестнице и заработной платы. Пока что предоставить доказательства эффективности довольно сложно, но этот
тренд с учетом развития big data уже требует от бизнес-школ предъявлять конкретные цифры и измеримые результаты.
Бизнес-школы будут не просто предоставлять «сухую» теоретическую часть знаний, а затем разбирать их на реальных бизнес-кейсах, но и создавать новые знания под конкретные задачи, запросы, людей. Бизнес-образование постепенно выходит за стены аудиторий, причем довольно смело – не в той форме, как это было ранее. Это может быть экстремальное восхождение в горы или создание масштабного проекта с нуля в незнакомом регионе или даже стране. Бизнес-образование должно, прежде всего, давать новый опыт, способный изменить представление о своем бизнесе и о себе.
Ожидается, что на рынке бизнес-образования очень обострится конкуренция. Бизнес-школы перестанут быть беспощадными монополистами. Их конкурентами станут тренинговые компании, корпоративные университеты, консалтинговые компании.
Очень важным трендом также станет то, что бизнес-образование перестанет быть уделом только предпринимателей и менеджеров, но объединит специалистов всех сфер. Разбираться в менеджменте станет так же важно, как и уметь сложить два и два. И если сегодня бизнес-образование – это процесс обучения на протяжении полугода – двух лет, то в дальнейшем оно будет равномерно распределяться по процессу карьерного развития во многих профессиях.
Онлайн-образование перестанет быть конкурентом традиционномуБизнес-образование будет существовать столько, сколько будет существовать и сам бизнес. И в ближайшем будущем потребность в талантливых и квалифицированных лидерах не исчезнет. В любом профессиональном образовании найдется важное место бизнес-образованию, так как это банально вопрос выживания целых отраслей промышленности.
Стоит также обратить внимание и на важную роль онлайн-образования. Если сейчас всерьез опасаются, что оно является страшным конкурентом традиционному, то скоро об этом можно будет не беспокоиться. Почему? Да потому, что именно онлайн-образование сможет естественно дополнить традиционное. Благодаря онлайн-контенту, студенты смогут усваивать теоретические массивы информации дома или в другом удобном месте, а в стенах школы больше обсуждать конкретные кейсы и решения. Ожидается также, что слушатели бизнес-программ станут намного моложе. А также такими программами станут интересоваться не только предприниматели, но и люди из некоммерческого сектора.
После школы можно будет поступить в бизнес-школуОжидается, что на бизнес-образование повлияет не только цифровая революция, но и такие перемены, как глобализация экономики, повышение
роли экономических систем стран, так называемого БРИКС. Также речь идет о массовой миграции, превращающей мир в мультикультурную среду; разрушение традиционных представлений о капитализме. Социальные перемены и новые технологии в итоге полностью изменят все промышленные и общественные отрасли. Все это приведет к революции – и в бизнес-образовании, в том числе.
Бизнес-школы должны будут сконцентрироваться на практических формах обучения, которые позволят изучать и решать конкретные производственные проблемы.
На чисто техническом уровне бизнес-образование изменится, поскольку потребует гибкого комбинированного обучения, позволяющего удовлетворять потребности людей с разными компетенциями. Бизнес-образование все больше будет зависеть от возраста учащихся. И в
бизнес-школы смогут пойти сразу после школы практически без опыта управления.