Blending learning — образовательный тренд, который с каждым годом набирает обороты. Но достаточно ли перевести часть школьной программы в онлайн-режим, чтобы система работала эффективно?Наталья Андреева, автор программы «Смешанное обучение как технология индивидуализации в общем образовании» Факультета повышения квалификации МГППУ, делится своими мыслями о процессах и тенденциях в этой сфере.
Что такое смешанное обучение? И какая доля образовательного процесса должна происходить в цифровом виде, чтобы обучение было «смешанным»? Эти вопросы регулярно возникают при упоминании новой для школ образовательной системы. Однако, надо признать, что смешанное обучение — это «суп из топора». Почему? И где топор?
Вот классическое определение смешанного обучения от Clayton Christensen Institute:Смешанное обучение (blended learning) — это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Структура смешанного обучения может варьироваться. Существуют десятки моделей с различной степенью «онлайновости» и степенью участия учителя, которую можно определить как долю внешнего контроля учителем ученика. Интересно, что, по мнению авторов определения смешанного обучения, которые занимаются изучением опыта сотен школ, работающих в этой модели, реально хороший результат показывают школы, чья деятельность похожа на то, о чём рассказывает наш ФГОС. Похожа и по сути, и даже по форме.
Исследователи Clayton Christensen Institute выделили параметры высококачественного смешанного обучения, обеспечивающие повышение качества образования. Именно эти параметры являются инструментами реализации ФГОС:- персонализация;
- обучение, основанное на мастерстве (mastery based learning — теория Блума о том, что до перехода к новому материалу дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом);
- среда высоких достижений (когда у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели);
- личная ответственность обучающихся за собственные учебные результаты (когда дети понимают, что это их выбор и их решение учиться так, как они учатся, и результаты — это их зона ответственности).
Получается, что в качестве топора у нас IT. Но без вышеперечисленных пунктов хороший суп у нас не получится. IT выступает в
роли системообразующего фактора, потому что даёт возможность воплотить идеи, которые раньше требовали нереальных усилий со стороны учителя.
IT может быть очень разным, но оно:- помогает сделать так, чтобы ребёнок получал мгновенную обратную связь. Это и мотивирует, и учит. Когда ребенок сдал работу учителю на проверку и через сутки получил проверенную тетрадь, ему уже неинтересна задача. А мгновенная обратная связь позволяет корректировать обучение, пока есть интерес;
- помогает поддерживать мотивацию с помощью приёмов геймификации. Можно привести целый список таких приёмов;
- за счёт вариативности оно уменьшает возможность списывать и находить готовые ответы. Приходится скрипеть мозгами, и тут личная ответственность разворачивается в полный рост;
- даёт возможность ребенку учиться самостоятельно и в это же время даёт контроль над процессом учителю, родителям и ребёнку. Вопрос в том, чтобы взрослые не стали надсмотрщиками и помогали развитию самоконтроля;
- в идеале оно ещё и даёт задания соответствующего уровня сложности (адаптивность). Пока эта функция есть не везде, но это возможно.
К сожалению, не всякое IT в образовании одинаково прекрасно. Однако можно построить то, что нужно для обеспечения индивидуализации процесса и развития самостоятельности.
Основная идея смешанного обучения не в том, что часть учёбы происходит онлайн, а в том, что у учащегося появляется возможность (и обязанность) САМОМУ контролировать свои темп, время и место обучения. Суть в том, что у ребенка появляется возможность САМОМУ решать, КАК, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ СКОРОСТЬЮ учиться. Всё это встроено в определение смешанного обучения. И даже если полностью реализовать процесс обучения через IT-технологии, но убрать этот компонент (возможность ребёнка выбирать путь, время, место и темп), мы получим прекрасное использование технологий, но на выходе система образования сформирует человека, неспособного к принятию решений, осознанному выбору и творчеству.
Поэтому вопрос не в глубине проникновения технологий, а в том, развивает ли система образования способность ребенка к саморегуляции. Делает ли она из него человека, способного принимать решения и отвечать за них. И с этими задачами справляется смешанное обучение, отвечающее высоким стандартам.
По материалам
Newtonew