Отечественные и зарубежные площадки онлайн бизнес-образования привлекают новых пользователей тысячами. Где сегодня учиться российскому менеджеру?
Популярность онлайн курсов среди российских менеджеров стремительно набирает обороты. Со слов Дафны Коллер, сооснователя Coursera, российская аудитория в возрасте 25-40 лет – одна из самых быстрорастущих. По состоянию на конец 2015 года на площадке зарегистрировано ни много ни мало – 350 тыс. русскоговорящих пользователей. Coursera – не единственный проект, заинтересованный в расширении своего присутствия в России. Подтягиваются и отечественные площадки. Кто и как сейчас делит российский рынок онлайн бизнес-образования.
Муки выбора: миллион слушателей или денегВсего на российском рынке примерно 14 ведущих онлайн-площадок, предоставляющих обучающий
контент (см. таблицу в конце статьи), который прямо или косвенно можно отнести к MOOC (massive open online courses). Среди них достаточно тех, кто сотрудничает с ведущими экспертами-практиками в бизнесе, лучшими вузами, и по окончании обучения предоставляет сертификат. Почему же американская площадка до сих пор уводит толпы пользователей?
Максим Спиридонов свой проект «Нетология» напрямую не относит к MOOC-площадкам. Основатель держит позицию, что MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет. Есть образовательный маркетинг, но не полноценные курсы. Это некие «предобразовательные продукты», которые являются ознакомительными и предваряют покупку образовательного продукта. С Максимом трудно спорить. Термин MOOC на российском рынке онлайн бизнес-образования присутствует не так давно, и еще не совсем сформировался. Поэтому все зависит от того, кто и как его трактует. Согласно «Википедии», MOOC – это обучающий курс с массовым интерактивным участием c открытым доступом через Интернет. Однако та же Coursera предоставляет доступ не только к бесплатным, но и к платным курсам. Цена за курс невелика, в среднем – $45.
Со слов Спиридонова, число пользователей «Нетологии» перевалило за 100 тыс. Проект не касается высшего образования, соответственно, не работает и с вузами. Полноценный курс тут – всегда платный. Средняя цена – 10-20 тыс. руб. За эту сумму вы освоите новую профессию, изучите важные для работы навыки и получите диплом. Бесплатные знания на портале тоже представлены, но лишь в виде отдельных семинаров. Тренд «платности» в России носит массовый характер. Практически все площадки, предоставляющие доступ к обучающим курсам, семинарам, видео и т.д., ориентированным, в первую очередь, на бизнес, имеют платный контент. А вот бесплатный – либо представлен в очень ограниченном формате, либо отсутствует вовсе. Таким образом, вполне возможно, что отсутствие равноценного бесплатного контента и стоимость курсов – главные причины, почему Coursera привлекает новых пользователей миллионами, а российские площадки – тысячами.
Однако генеральный директор и основатель платформы UNIWEB Александр Оганов считает, что на «платность» подсели не только российские платформы. «Необходимо обозначить ключевой момент в развитии MOOC-платформ. Они постепенно приходят к осознанию того, что платная
форма оказания услуг является единственной устойчивой моделью монетизации и что слушателям необходимо предлагать дополнительную ценность, которая может выражаться только в формировании полноценных образовательных программ. Как переход на эту модель отразится на количестве российских пользователей на зарубежных платформах, мы сможем судить только через год», - подытожил эксперт.
Места в первом ряду: российский рынок готов делитьсяВ целом динамику отечественного рынка e-learning Оганов оценивает как стагнирующую. «Общий экономический фон и покупательская способность заметно просели в виду тех условий, в которых мы сейчас находимся», - говорит эксперт. Вместе с тем мы видим достаточно сильный спрос на дополнительное профессиональное образование со стороны работодателей. В частности, остро ощущается необходимость подготовки инженерно-технических кадров, что обусловлено усилением
роли отечественного промышленного комплекса. Здесь можно особенно отметить появление проекта «Открытая технологическая академия». Те же тенденции наблюдаются и в области медицинского, педагогического и бизнес-образования. По мнению Александра Оганова, нынешняя экономическая ситуация позволит отсеять некачественные продукты и откроет рынок для тех, кто будет уделять максимальное внимание вопросам и подходам к созданию качественного образовательного контента.
Вузы объединились, чтобы дать отпор Западу«Где термин MOOC сформировался, так это на рынке высшего образования, в качестве дополнительных курсов, - говорит Спиридонов». В большинстве случаев ведут эти курсы сами преподаватели, профессора. И если год назад внимание российских вузов на мировой арене MOOC ощущалось не так явно, то сегодня произошел кардинальный скачок. Например, к Coursera присоединилось уже шесть российских вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ТГУ, НГУ и МИФИ. А восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов (МГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ), создали в России Национальную платформу открытого образования – Openedu.ru, презентация которой состоялась в сентябре 2015 года в Москве на EdCrunch.
«Речь идет не о том, чтобы переключиться, а о том, чтобы создать еще один ресурс, который ориентирован на пространство российского образования, - говорит Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ. - Действительно, НИУ ВШЭ был одним из трех первых вузов, подписавших соглашение с Coursera. Но одновременно среди вузов мы вели дискуссию о создании международной платформы. Придя на Coursera, мы поняли, во-первых, что есть огромная потребность в курсах на русском языке. И это связано, в том числе, с основным образованием. Во-вторых, на Coursera не совсем удобны универсальные стандарты с точки зрения того, как делается курс, как он упаковывается, длительность и т.д. На национальной платформе мы можем говорить о стандартах, адаптированных к российской системе образования. Это даст возможность использовать ее российскими вузами».
Чем национальная платформа надеется привлечь отечественную аудиторию? Со слов Александра Оганова она практически один в один дублирует подход зарубежных площадок. Существенное преимущество заключается в возможности перезачета пройденных на платформе курсов в рамках формальных
образовательных программ. Однако, по мнению эксперта, было бы разумно сначала внедрить систему трансферных академических кредитов и понятную нормативную базу для зачета и перезачета дисциплин на онлайн-площадках, а не наоборот. Возможно, наличие платформы и образовательного контента ускорит процесс формирования нормативной базы, но пока делать какие-то выводы преждевременно.
«Если появится нормативная база, которая будет в достаточной степени объективной по отношению ко всем участникам рынка, то это, на мой взгляд, даст существенный толчок в плане открытой конкуренции на рынке онлайн-образования. Если же нормативная база найдет отражение только в национальной платформе, это будет означать, что мы приобрели некоего монополиста в области MOOC-движения в России, что будет достаточно обидно с учетом присутствия на рынке других игроков», - заключает Оганов.
Нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузовМаксим Спиридонов уверен, MOOC в российской учебной среде становится трендом. За последний год в сфере достаточно консервативного высшего образования сформировалось понимание того, что онлайн-образование – инструмент, который нужно использовать. Что это не конкурирующий, а дополняющий инструмент. Что миксы из онлайн- и очного образования – хороший инструмент для более эффективного обучения имеющихся и для привлечения новых студентов. «Учитывая тот факт, что мы сейчас стремимся все импортозаместить, понятно, что нам нужна своя Coursera, - говорит эксперт, – нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов страны. С одной стороны, это выработает свой стандарт качества, на который будут равняться региональные вузы. С другой стороны, это будет одновременно и убийцей некоторых региональных вузов, просто потому, что они могут не выдержать конкуренции». Сейчас онлайн-курсы рассматриваются как дополнительное образование. Однако эксперт уверен, что со временем все знания, которые могут «уползти» в онлайн, будет это делать. Разумеется это процесс небыстрый, но вполне реальный.
Можно ли в этом ключе говорить про
бизнес-школы? Вполне. Например, в конце 2014 года ИБДА РАНХиГС запустила программу совместно с UNIWEB под названием i
MBA, предоставляющую 40% программы MBA онлайн. Стоит ли упоминать, что стоимость обучения на ней значительно ниже, чем на офлайновой. Это вселяет надежду, что российское
бизнес-образование продолжит следовать за высшим в онлайн.
Ресурс
| Платно/ бесплатно
| Профиль
| Целевая аудитория
| Даты (жесткие и плавающие) | Сертификат
|
Eduson (1089 курсов)
| + | Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Предпринимательство, Финансы | Менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Плавающие | + |
Нетология (11 программ, 155 курсов
| +/+ | Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, WEB | Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B | Жесткие/гибкие | + |
Универсариум (81 курс)
| -/+ | Менеджмент, Маркетинг, Финансы, WEB | Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B | Жесткие | + |
Uniweb (73 программ)
| +/+ | Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы | Менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Жесткие | + |
Intuit.ru (599 курсов
| +/+ | WEB, Менеджмент, Маркетинг, Финансы | Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Гибкие
| + |
Knowledgestream (80 лекций)
| -/+ | Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Предпринимательство, WEB | Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Гибкие | - |
Hexlet (31 курс)
| +/+ | WEB | Студенты, менеджеры B2C | Гибкие | -
|
Аргус-М (6604 теста)
| +/+ | Менеджмент, Маркетинг, Предпринимательство, WEB, Финансы | Студенты, менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Гибкие | - |
Lektorium.tv (26 курсов, 3205 лекций)
| -/+ | WEB, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы | Студенты, менеджеры B2C | Гибкие | - |
Businesslearning.ru (104 курса и модуля)
| -/+ | Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Финансы, WEB | Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B | Гибкие | + |
Eclass – агрегатор MOOC (1312 курсов на русском языке)
| +/+
| Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Финансы, WEB | Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры | Жесткие/гибкие | + |
Учи новое (80 курсов)
| +/+ | Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, WEB | Студенты, менеджеры B2C | Гибкие | - |
Get2Know (23 курса)
| +/- | Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, WEB | менеджеры B2C
| Жесткие/гибкие | - |
Zillion (263 курса, 358 видео)
| +/+ | Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, WEB | менеджеры B2C | Жесткие/гибкие | + |
* Жесткие даты – курс проходит в строго обозначенные организатором сроки. Гибкие даты – курс не привязан к конкретным срокам и подразумевает самостоятельное изучение.
По материалам
E-xecutive.ru