Начало вступительной кампании – повод обратиться к рейтингам вузов. На Западе это один из популярных инструментов при выборе учебного заведения. О рейтингах российских вузов в интервью РИА Новости рассуждает доцент кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Игорь Баранов.
- Игорь Николаевич, объективность российских рейтингов часто ставится под сомнение: дискуссии вызывают критерии рейтингования. Может ли рейтинг вообще быть объективным?
- Субъективный элемент в рейтингах практически всегда есть. Но если вы видите в лидерах какого-то рейтинга вполне ожидаемые ведущие вузы, а сам рейтинг не меняется радикально от года к году, относительно стабилен, то, я думаю, элемент субъективизма не играет существенной роли. Очевидно: рейтинг в этом случае основан преимущественно на объективных показателях.
В то же время, международные рейтинги пытаются избавиться и от оставшихся субъективных моментов. Показательна в этом отношении ситуация с рейтингом The Times Higher Education. До недавнего времени этот рейтинг предполагал, в частности, элемент субъективной оценки, а именно то, что ученые в разных университетах мира опрашивались относительно научной репутации того или иного вуза. Когда этот критерий включался в расчет рейтинга, российские университеты – МГУ и СПбГУ – входили в список 200 лучших вузов, правда, на относительно низких позициях. С прошлого года вместо репутационной оценки были введены объективные показатели – количество публикаций в международных журналах и индекс цитируемости. В результате впервые ни один наш вуз не попал в список двухсот лучших. В отдельном же рейтинге репутации (World Reputation Rankings 2011), публикуемом тем же изданием, МГУ занял 33-е место.
- Чем объясняются слабые позиции ведущих вузов РФ в международных рейтингах? Ведь они известны в мире, их выпускники поступают в аспирантуры и магистратуры за рубежом...
- Бренд российских вузов, их неофициальный рейтинг базируется преимущественно на оценке качества первого высшего образования – программ бакалавров и специалистов. В части программ этого уровня вполне возможно, что ведущие российские вузы – МГУ, СПбГУ, МФТИ – сопоставимы с лучшими зарубежными учебными заведениями. Но международные рейтинги составляют по другим критериям.
Во-первых, оценивается по большей части постбакалаврский уровень (магистратура и аспирантура), в российских же вузах он более слабый.
Во-вторых, оцениваются исследования и публикации в международных журналах с индексом цитируемости. Наши вузы традиционно более ориентированы на публикации на русском языке.
В-третьих – уровень интернационализации, доля иностранных студентов и преподавателей в вузе.
С этих позиций ни один российский вуз в список лучших в мире не входит. Но это не значит, что подготовка на уровне бакалавриата или специалитета в ведущих российских вузах слабая.
- Как вы относитесь к рейтингу вузов по среднему баллу ЕГЭ?
- Это полезный рейтинг. В первую очередь, он выполняет информационную функцию – абитуриенты могут понять уровень требований вуза.
Другое дело, что этот рейтинг, как и любой другой, надо аккуратно готовить. В частности, есть недостатки по учету участников олимпиад. Победу на олимпиаде приравнивают к 100 баллам ЕГЭ. Но уровень олимпиад – даже тех, которые входят во Всероссийский перечень олимпиад, – очень разный, и это искажает оценку. Кроме того, надо понять, как быть с тем, что количество принимаемых студентов в вузах существенно различается, и это тоже влияет на средний балл. Так, он может оказаться более высоким при приеме 5-10 студентов на определенную специальность (направление), чем при приеме 100-120 человек.
- А что касается рейтингов бизнес-школ, что мешает создать рейтинг российского бизнес-образования, который не вызывал бы споров среди профессионалов? Есть же зарубежные аналоги…
- Какие-то компоненты международных рейтингов, безусловно, могут быть продублированы в России. Однако некоторые ключевые элементы международных рейтингов сложно перенести на российскую почву – данные о карьере и росте зарплат выпускников бизнес-школ. В международных рейтингах удельный вес этих параметров составляет 30-50 процентов. В нашей стране из-за непрозрачности системы оплаты и карьерного продвижения эта оценка затруднена. Поэтому рейтинги основаны на субъективных показателях, например, таких, как удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников. Но чтобы подготовить такой рейтинг, нужна репрезентативная выборка: к примеру, 100 компаний Москвы, которые имеют дело с выпускниками большинства бизнес-школ и вузов, что почти невозможно.
Возможна оценка по традиционным показателям ресурсного потенциала, когда учитывается число докторов и кандидатов наук, количество компьютеров, кв. метры на студента, и иные аналогичные индикаторы. Подобные рейтинги готовит Минобрнауки, но фактически они ничего общего не имеют с положением школы на рынке.