КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Образование, коучинг, навыки тренера / Обучение без ограничений: e-learning в России

Обучение без ограничений: e-learning в России

В России лишь каждый 10 эйчар применяет электронное обучение и аттестацию. В Европе технологией e-learning пользуются 40% компаний. Президент Международного консорциума "Электронный университет" Владимир Тихомиров рассазал о перспективах развития отечественных e-learning-программ.

– Владимир Павлович, еще несколько лет назад технологии e-learning в обучении для взрослых вызывали открытое недоверие. Как изменилась ситуация на сегодняшний день?

– Безусловно, доверие к этим технологиям в России сейчас значительно выше, чем это было 10-15 лет назад, когда многие руководители и сотрудники компаний просто не имели достаточной подготовки для работы на компьютере. Причем, по темпам внедрения дистанционных форм обучения корпоративный сектор значительно опережает академическую сферу. Однако сказать, что ситуация в целом удовлетворительная, я не могу.

Посмотрите, за рубежом индустрия e-learning является одной из самых быстрорастущих областей Hi-Tech. В сфере корпоративного обучения порядка 40% HR-менеджеров в Европе и США считают электронное обучение и аттестацию персонала стратегическим инструментом управления предприятием. В России же менее 10% HR-ов применяют эти технологии. Для руководителей кадровых служб компаний нужно проводить специальные семинары, повышать уровень их осведомленности в этой сфере.

Как e-learning вписывается в уже сложившуюся систему подготовки кадров компании?
– В организациях, активно использующих e-learning, сложившаяся структура переподготовки кадров постепенно меняется. Еще недавно пределом совершенства считались корпоративные университеты, где сотрудники периодически проходили очные курсы. Соизмеримы ли затраты на организацию такой формы обучения с реальными результатами? Сначала вкладываются значительные средства в проведение семинаров и тренингов, а через некоторое время часть сотрудников увольняется, приходят новые. Однако на сбор следующей очной группы уходит время. В этом смысле дистанционное обучение более эффективно, потому что каждый студент может обучаться по своему графику и сразу вписываться в рабочий процесс.

Приведу другую типичную ситуацию. Предположим, что в компании появилась новая должность для одного или двух сотрудников. Что легче – отправить их в бизнес-школу или предложить специальный e-курс? Во всем мире активно практикуется разработка специализированных электронных обучающих программ под те компетенции, которые компания надеется увидеть в своем новом менеджере. Подобная тактика особенно интенсивно применяется в быстроменяющихся областях: сервисе, продажах, управлении. В ряде западных стран сейчас разработаны достаточно емкие классификаторы компетенций, включающие до 250 тысяч пунктов. Курсы создаются с "нуля" либо берутся из репозитариев – баз данных, где хранятся накопленные учебные материалы. Этот способ гораздо быстрее и дешевле, чем проведение отдельных тренингов.

– В состоянии ли российские провайдеры e-learning предложить качественный контент для курсов?

– Для того чтобы проект по внедрению дистанционных форм обучения был успешным, нужно изначально правильно определить его цели, выбрать развиваемые компетенции сотрудников. В электронный курс встраивается система внутреннего (самостоятельного) и внешнего (с помощью тьютора) тестирования. Однако качественные корпоративные курсы у нас пока создаются не в массовом порядке, а под заказы отдельных компаний.

На Западе 30% продуктов индустрии e-learning создается в университетах. Остальная доля приходится на разработки бизнес-сообщества, малый и средний бизнес. Помимо контента, сюда добавляются различные технические средства – мобильные доски, средства памяти и отображения, мобильные проекторы и т.д. К сожалению, Россия по этому показателю занимает одно из последних мест в рейтинге развитых стран.

– Что из технических новинок уже можно встретить на российском рынке?

– Развитие e-learning происходит вслед за совершенствованием компьютерного оборудования. Сейчас одним из самых прогрессирующих направлений является mobile learning (или m-learning), то есть учебные курсы, специально разработанные для мобильных телефонов, карманных компьютеров и коммуникаторов. В принципе по содержанию это такие же курсы, что и для обычных ПК. С другой стороны, приходится учитывать особенности работы с малыми экранами, несколько иначе структурировать текст, размещать меньше мультимедийных вставок. С использованием Wi-Fi m-learning обретает хорошие скорости передачи информации и, соответственно, находит более широкое применение.

– Одним словом, теперь не проблема – взять электронный курс с собой в командировку. Тем не менее, насколько результаты обучения зависят от прилежности самого студента?

– Опыт показывает, что, несмотря на все преимущества e-learning – мобильность, индивидуальная скорость обучения, возможность самоконтроля за усвоением материала, – далеко не каждый студент обладает достаточной мотивацией. Например, в МЭСИ был разработан курс для обучения 800 преподавателей из одного российского университета. В настоящий момент лишь 8% вовремя заканчивают программу, остальные постепенно за ними подтягиваются.

– Весомым преимуществом e-learning для компаний является возможность одновременно обучать своих сотрудников в удаленных филиалах. В этом случае электронная технология выступает в качестве корпоративного ресурсного центра, аккумулирующего информацию не только для нынешних, но и для будущих кадров компании. Например, мы обучили несколько тысяч сотрудников Государственного комитета по статистике, работающих в разных регионах России. Сейчас работаем с "Норильским Никелем" и "Роснефтью". В нефтегазовой отрасли людям приходится порой работать на очень удаленных точках, для них дистанционное обучение – единственный шанс повысить квалификацию без отрыва от производства.

– Каковы перспективы развития e-learning в России?

– Для масштабного развития отрасли необходимы колоссальные усилия. По моим оценкам, к требуемому на сегодняшний день уровню знаний в данной сфере и созданию понятийного аппарата мы придем примерно через 10 лет. Увы, но за это время остальные страны совершат гигантский скачок, и Россия просто не сможет достойно конкурировать с западными предложениями индустрии e-learning. С созданием российских курсов e-learning может произойти то же самое, что уже произошло с производством электронной техники, программного обеспечения, - мы будем покупать готовые продукты на Западе. Сейчас нужно активно развивать полученный позитивный опыт. Только так удастся не растерять интеллектуальный потенциал и обеспечить отечественные компании учебными материалами на основе российского опыта ведения бизнеса.

  • Что ожидает e-learning?
    По данным исследования, проведенному Гильдией e-learning в 2006 году, приоритетные цели развития сферы e-learning распределены следующим образом: улучшение качества e-learning контента (33% опрошенных), обеспечение глобального доступа к e-learning контенту (21%), увеличение продаж e-learning продуктов (17%), уменьшение времени цикла проектов e-learning (13%), снижение стоимости доставки контента (6%), другое (10%).
    По мнению респондентов, для успешного применения e-learning в корпоративном секторе наибольшее внимание необходимо уделять следующим направлениям: производство и доставка e-learning контента (25%), развитие корпоративной стратегии e-learning (17%), внедрение и использование технологий и инструментов e-learning (17%), управление и оценка эффективности инициатив e-learning (14%), учет потребностей и пожеланий обучающихся (12%), увеличение технологических мощностей для поддержки e-learning (11%), другое (4%).
    В ближайшее время применение e-learning для подготовки не только сотрудников компании, но также клиентов и партнеров значительно возрастет (по мнению 20% опрошенных), умеренно возрастет (38%), останется на том же уровне (16%). Применение комплексных медиа-копонентов (симуляций, коллаборативных инструментов, потокового аудио и видео, технологии Flash) в развитии e-learning контента значительно возрастет (27%), умеренно возрастет (46%), останется на том же уровне (20%).

Как изменится применение инструментов e-learning в вашей компании в ближайшем будущем? (в % от числа опрошенных)

блогиподкастыMobile learningобучающие игры

значительно возрастет

89911

умеренно возрастет

24222932
останется на том же уровне16121925
умеренно сократится1111
не знаю12181512
мы не будем применять этот инструмент39382719

Другие статьи
Все статьи, Тренинг для тренеров
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket