КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Консалтинг и развитие бизнес-процессов / Всем миром: бизнесмены берут идеи «из народа»

Всем миром: бизнесмены берут идеи «из народа»

Где взять много хороших идей, быстро, недорого - а в идеале вообще бесплатно? Спросить у народа, это неиссякаемый источник идей, решений и советов. На Западе этому явлению дали имя - краудсорсинг. Сейчас он в зените славы, его почитают как панацею от всего. Хотя эксперты утверждают, что пользоваться "хождением в народ" можно не всем и не всегда.

Чаще всего эксперты вспоминают американскую компанию Threadless, которая производит дизайнерские футболки. У нее нет штатных дизайнеров, а весь процесс поиска творческих идей перенесен в Интернет. Каждую неделю компания проводит онлайн-конкурс и получает рисунки от любителей и художников-профи, затем публикует их на сайте, и каждый зарегистрировавшийся пользователь оценивает это народное творчество. В производство футболки запускают только после того, как наберется достаточно заказов, чтобы покрыть расходы. Threadless печатает на этикетках имя человека, придумавшего дизайн футболки, еще победители получают несколько тысяч долларов и другие призы. Но, как замечают эксперты, настоящая мотивация этих людей – желание увидеть свою работу в готовом продукте и на других людях. Выгода от краудсорсинга для Threadless состоит в том, что она не тратится на штатных дизайнеров и все, что связано со штатными сотрудниками, и вкладывает деньги только в предварительно заказанные варианты дизайна. Немного иначе, но так же активно пользуются интеллектуальными способностями своих потребителей такие компании, как, например, Coca-Cola, Microsoft, Starbucks, Fiat.

Российский бизнес, хоть и в меньшем составе, тоже играет на этом поле. Сегодня самый заметный игрок – Сбербанк, который на днях открыл краудсорсинговую площадку sberbank21.ru. С помощью народных идей банк хочет развязать свой старый гордиев узел – проблему очередей. Несмотря на то что площадка только открылась и подводить первые итоги, по словам заместителя начальника управления инфраструктуры и методологии Производственной системы Сбербанка 2.0 Татьяны Свидунович, можно будет не раньше чем через 2-2,5 месяца, в успехе здесь уверены. И в экономической эффективности тоже. "Мы очень вдумчиво подходим к принятию решения об организации того или иного проекта, так как должны вернуть вложенные средства и дать реальный эффект от внедрения предложений, отобранных по результатам проектов, – поясняет Татьяна Свидунович. – У нас есть опыт "Биржи идей", которая принесла эффект в сотни раз больший, чем затраты на ее создание и поддержку: в 2011 году эффект составил 7 млрд рублей". И, хотя Татьяна Свидунович точной суммы затрат на запуск новой краудсорсинговой площадки не назвала, по некоторым оценкам, речь идет о 3 млн рублей. В будущем к этим расходам также добавятся, по оценке специалистов, не менее 2,5 млн рублей ежемесячно на поддержку основного сайта и площадок компаний-партнеров, на которых непосредственно идет общение участников проекта, поощрение лучших идей и т. д.

Для тех компаний, которые не могут позволить себе собственную краудсорсинговую площадку, существуют общественные. Опять же, в России их пока меньше, чем на Западе. "Краудсорсинг в России только зарождается, – замечает генеральный директор краудсорсингового агентства Crowd Agency Михаил Шавров. – Многие представители бизнеса еще плохо представляют, что это". Среди тех же, кто интересуется краудсорсингом, преобладает, по его словам, средний и крупный бизнес. И несмотря на то, что спектр применения краудсорсинга, как замечает Михаил Шавров, довольно широк и разнообразен, помощь "толпы" компании используют в основном при тестировании новой продукции или услуг, поиска идей для улучшения имеющихся продуктов.

"Я бы не стал говорить, что краудсорсинг – это всегда выгодно", – добавляет Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов. Хотя, по его словам, без краудсорсинга, который он сам предпочитает называть сопроизводством компании и потребителя, оказание многих интеллектуальных услуг будет крайне неэффективным.

"Если, например, заказчик маркетингового исследования не будет самым тесным образом сотрудничать с исследовательской компанией, помогая ей в том, что касается специфики собственного бизнеса, исследование никогда не будет проведено хорошо и не принесет заказчику никакой пользы, – приводит он пример. – То же самое касается услуг в области дизайна, инжиниринга, деловых консультаций и т. д. Но вовлечение потребителей в процесс выбора принтов для своих футболок и т.п. будет эффективным только в том случае, если удастся минимизировать накладные расходы и сопутствующие издержки по коммуникации с каждым отдельным потребителем или потребительскими группами". А здесь, как замечает Игорь Березин, производители в целом сильно переоценивают креативный зуд рядового потребителя. По оценке Михаила Шаврова, процент стоящих идей, которые компании получают из народа, небольшой – 5-10%. "Если мы ищем просто креативные идеи, то их, как правило, много, – говорит он. – Если идея должна быть не только креативной, но и практичной, реализуемой – счет уже идет на единицы. Как пример могу привести наш недавний проект – сбор и отбор идей для компании, занимающейся бытовой химией: из 100 предложенных идей по критериям, согласованным с компанией, были отобраны три".

К числу слабых сторон краудсорсинга специалисты относят в первую очередь неподконтрольность исполнителей. Иными словами, как отмечает бизнес-консультант, владелец портала pro-biznes.com Артем Михайлов, общение происходит не так, как с подчиненными в компании или организациями, работающими на контрактной основе. "Именно поэтому при краудсорсинге нельзя четко контролировать сроки исполнения, а также оговаривать какие-нибудь особые условия, которые могут влиять на выполнение задач, – замечает он. – Также сложно сохранить конфиденциальность некоторой информации, так как контакт происходит с многими людьми".

Еще один минус, по словам Игоря Березина, – растянутый во времени процесс производства товара или оказания услуги из-за длительных процессов согласований, многоступенчатых переговоров и т.д. "Два года назад один мой заказчик захотел провести вместе со мной 15 глубинных интервью с представителями компаний – смежников. У нас на эту работу ушло все лето. Вдвоем с моим помощником я мог бы провести аналогичную работу (без заказчика) за месяц", – рассказывает он.

Другие статьи
Все статьи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket