Интерим-менеджер - это высококлассный управленец, которого приглашают на время для оперативного решения проблем. В России эта практика пока не очень распространена, но мифы об интерим-менеджерах уже сложили. Основатель компании «Прогрессивный менеджмент» Игорь Бондаренко попытался развеять туман вокруг интерим-менеджмента. Термин «интерим» не описывает цель и вид управленческих услуг, а отмечает только характер их временности. Временность оказания услуги не является ключевым признаком, по которому интерим-менеджмент можно выделить среди других видов управленческой деятельности. Таким ключевым признаком можно считать достижение определённого результата в изменении состояния бизнеса. Когда я читаю некоторые публикации на тему интерим-менеджмента, то возникает ощущение, что этим писательством занимаются люди, далёкие от реального управления бизнесом. Я управленец и не предрасположен к написанию статей, профессиональным и околонаучным дискуссиям, «тусовкам» на форумах, но посчитал необходимым изложить свою точку зрения, чтобы хоть немного развеять туман, в котором оказался интерим-менеджмент. На мой взгляд некоторые авторы статей заблуждаются, когда в своих публикациях огульно выставляют штатных менеджеров «рабочими лошадками» по сравнению с «блистательными интеримами». Эти «глубокие» авторы позволяют себе вешать ярлыки на людей в «шкуре» которых никогда не были, не управляли предприятием со штатом 300-1000 человек и более, но позволяют себе рассуждать на подобные темы. Есть хорошие штатные менеджеры, высокопрофессиональные консультанты и прекрасные интеримы. Но у них есть антагонисты – менеджеры, напоминающие «рабочих лошадок», недалёкие консультанты, которых я называю «консалтерами», также есть интеримы, всё отличие которых заключается в их временности, а не в эффективности. Уважаю профессиональный подход в любом деле, но не терплю дилетантов и приспособленцев, особенно тех, кто развил способности в области самопрезентации и сотворения имиджа. Такие раздутые «мыльные пузыри», на мой взгляд, являются не редким явлением на консалтинговом рынке, и уже прорываются на рынок управленческих услуг. Я – практикующий менеджер, в прошлом штатный, в настоящий момент мою деятельность называют интерим-менеджментом, но я себя и своих партнёров называю «прогрессорами» (далее вы поймёте почему). Некоторые авторы смешивают управленческую деятельность с консалтингом, называя интерим-менеджмент одним из видов управленческого консалтинга. Я уверен, что они наблюдали настоящее управление предприятием только со стороны и скорее всего издалека, но считают себя вправе выступать «экспертами» по этому вопросу. Другие авторы интерим-менеджмент называют управлением, но с консалтинговым уклоном. С этой точкой зрения можно было бы согласиться, но только с небольшой поправкой: в какую сторону не наклоняй, а между менеджментом и консультированием огромная разница. Следующее, что бросается в глаза – любое временное участие в управленческой деятельности предприятия пытаются называть интерим-менеджментом. Если так пойдёт дальше, то каждый, не прошедший испытательный срок менеджер, будет объявлять себя интеримом, так как он проработал всего два-три месяца. Путаницу вносит само название этого рода деятельности, пришедшее к нам из Европы, акцентирующее внимание на временности. Но если там оно получило чёткое определение и стало отличительным признаком рода деятельности, то в Украине термин «временное управление» используется для описания существенно разных процессов, которые различаются по своим целям и результатам. Таким образом, размывается понимание сути интерим-менеджмента, смешиваются и подменяются такие понятия как «причина – следствие», «цель – средства». Чем отличается интерим-прогрессор от постоянного (штатного) менеджера? Для примера возьму наиболее мне интересную категорию – интерим-прогрессоров. Если учесть, что прогрессор сам некоторое время назад мог быть штатным менеджером, то становится очевидным, что поиск различий по критерию «временный-постоянный» к ясности не приведёт. Различие находится в характере задач, которые решают эти менеджеры. Возьму для сравнения интерим-прогрессора и штатного менеджера высокого уровня. Во-первых, различие находится во владении различными специальными знаниями и навыками, необходимыми для регулярного управления и для реорганизаторской деятельности. Во-вторых, постоянный менеджер, как правило, тратит на оперативное управление 80-90% времени, а на развитие и реорганизацию он может выделить 10-20% времени и внимания. Поэтому многие хорошие начинания переходят в вялотекущий процесс, потому как любая масштабная реорганизация требует значительной концентрации усилий и ресурсов. «Недовнедрить» внедрение – это значит, ничего не внедрить, как перепрыгнуть пропасть менее чем на 100%. У интерима должна быть обратная пропорция распределения усилий: не менее 80% – на реорганизацию и не более 20% – на текущее управление. В системе управления «Прогрессивный менеджмент» термин «прогрессор» определяет менеджера, оказывающего вид специализированной услуги, а далее упоминается, что внедрение осуществляется на принципах интерим-менеджмента, то есть временного управления. Этим я хочу подчеркнуть, что внедрение «Прогрессивного менеджмента» может происходить и на временной и на постоянной основе и от этого характер услуги никак не изменяется. Поэтому признак «временности» исполнения чего-либо не может являться обобщённой характеристикой вида услуг и обобщённой характеристикой личностных качеств интерим-менеджера, и именно эта логическая ошибка прослеживается во многих публикациях на данную тему. Термин «интерим» не описывает цель, вид управленческих услуг, а отмечает только характер их временности. Ещё раз хочу подчеркнуть, что временность оказания услуги не является ключевым признаком, по которому интерим-менеджмент можно выделить среди других видов управленческой деятельности. Таким ключевым признаком можно считать достижение определённого результата в изменении состояния бизнеса. В свою очередь, неотъемлемым признаком интерим-менеджмента является управление изменениями в рамках проекта, который имеет конечную цель, разбит на этапы, со своими задачами, сроками, бюджетами, результатами и методами их контроля. Также важным отличием являются отношения интерима с заказчиком, значительно отличающиеся от отношений наёмного работника и работодателя. С точки зрения закона их отношения регулируются хозяйственным кодексом, а не трудовым. На практике интерим должен выполнять только ту работу, которая необходима для успешного завершения проекта. Если качественно проведена предварительная работа, правильно составлен договор и корректно обозначены права и обязанности сторон, то заказчик понимает, чем отличается деятельность интерима от работы наёмного менеджера. Чем менеджер-прогрессор отличается от консультанта? В некоторых публикациях освещается вопрос: «Чем отличается интерим от консультанта?». Я бы попросил уточнить вопрос: «Вас интересует, чем временность отличается от постоянства, или чем менеджер отличается от консультанта?». Конечно же, подразумевается, чем менеджер отличается от консультанта. На этот вопрос я и постараюсь кратко ответить. Менеджер – это человек с психологией, привычками и навыками предпринимателя, управленца. Консультант – человек с психологией, привычками и навыками исследователя, учёного, преподавателя. Основное различие заключается в восприятии риска, ответственности, нацеленности на действие и результат. Джин Н. Ландрам в книге «14 гениев, которые ломали правила» по-своему очертил эти различия: Познающая элита» теряет свою эффективность в динамичном мире, чья суть – постоянные изменения, а главная цель – выживание. Мышление людей из элиты склонно к самосохранению, они медленно и осторожно тянутся к вершине, защищая свою интеллектуальную собственность – основную принадлежность бюрократов. И такие исполнители заканчивают карьеру на высоком посту администраторами, которые продали душу организации и крутятся, размахивая своим высоким IQ или престижным образованием, как знаменем, лишь бы удержать свои кресла, дающие им власть. Безрассудство, трудолюбие, упорство и склонность к риску – куда более желанные качества, нежели происхождение из интеллектуальной среды». Для меня бесспорно, что системными теоретическими знаниями в своей области настоящий менеджер должен владеть не хуже хорошего профильного консультанта по управлению, но для предпринимателя и менеджера более важны воля, харизма, целеустремлённость, упорство, настойчивость. Почему так часто люди с предпринимательским видением бизнеса (владельцы бизнеса, генеральные менеджеры) с недоверием относятся к консультантам? Потому, что это люди из разных миров. В одном мире живут по принципу «видеть-думать-решать-действовать-рисковать-получать результат», в другом – «наблюдать, мыслить, советовать». Выделю три основные причины такого недоверия: отстранённость советов (консультаций) от реальной практики; неспособность учитывать тонкие особенности бизнеса, управленческую специфику; обобщённая теоретизация.
По этому поводу анекдот: Воздушный шар попал в полосу густого тумана. На земле едва видны очертания человека. "Вы не скажите, где я нахожусь?", – крикнули с шара. "Вы находитесь на воздушном шаре", – ответили с земли. "Наверное, вы работаете консультантом?" – гаркнули с шара. "Да, а как вы догадались?" "Потому, что только консультанты умеют давать абсолютно правильные, но совершенно бесполезные советы". Предприниматель может сказать прогрессору словами Маугли: «Мы с тобой одной крови – ты и я», а консультанту он этого не скажет. Чтобы было полное понимание, я поясню, что под понятиями «менеджер» и «консультант» подразумеваю не принадлежность к месту работы, не название должности, а психологический тип и опыт управления. Если человек предъявляет визитку, на которой написано, что он ведущий консультант по управлению консалтинговой компании «К», то это не значит, что он «консультант» по образу мышления. Также если человек предъявляет визитку, на которой написано, что он младший партнёр в компании «М», предоставляющей услуги по реорганизации управления на принципах интерим-менеджмента, то это не значит, что он «интерим-менеджер» по образу мышления и опыту управления. Иногда консультант по должности является менеджером по сути, а менеджер по должности – консультантом по образу мышления. Причём люди на управленческих должностях с психологией консультантов встречаются довольно часто в коммерческих организациях, и почти повсеместно в бюрократических структурах (государственные предприятия и организации, учебные заведения и т. п.). Чем различается деятельность консультанта и интерим-менеджера? Управленческую деятельность консультированием вряд ли назовёшь. Любой менеджер (временный или постоянный) должен ежедневно принимать решения и брать на себя ответственность за последствия этих решений. Чем больше неопределённость, чем серьёзнее возможные последствия решения для организации, тем сложнее сделать выбор, принять правильное решение, тем выше уровень риска, уровень стресса. Профессиональный менеджер должен быть лидером, проявлять требовательность, обладать множеством навыков управления людьми и процессами, которые в деятельности консультанта практически не используются. Для меня «проверенный в боях» управленец, принимающий решения, на деле доказывающий жизнеспособность своих идей и взглядов, стоит дороже десятка грамотных советчиков и рекомендателей. Я согласен с Наполеоном Хиллом, который писал: «Знания – это только потенциальная сила. Они становятся силой лишь тогда, когда они организованы и разумно применены к конкретной задаче с помощью продуманного плана действий». От себя добавлю, что советы и рекомендации малого стоят, пока они не проверены на практике. Более того, интерим-менеджеры часто являются заказчиками консультационных услуг при реализации своих проектов, выступая в качестве генерального подрядчика (а консалтинговая компания – в качестве субподрядчика). Если, например, интерим-прогрессор возглавляет реорганизацию бизнеса, это не значит, что он «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Проведение тренингов, семинаров, внедрение информационных систем, подбор оборудования, программного обеспечения – наглядные примеры услуг-претендентов на субподрядные работы. Но всю ответственность за конечный результат несёт прогрессор, поэтому именно он фактически выступает заказчиком субподрядных работ и определяет выбор субподрядных организаций. Таким образом, привлечение консультационных, тренинговых услуг, является одним из инструментов в деятельности интерим-менеджера. Об отличиях здесь говорить нет смысла, когда эти два вида деятельности дополняют друг друга и направлены на решение общей задачи. К какому виду услуг отнести деятельность интеримов? Я считаю, что это новый рынок услуг профессионального управления (менеджмента) и «пристёгивать» его к консалтинговому рынку не корректно. Назвать его можно так: «Рынок управленческих услуг».
|