Чтобы открыть фитнес-клуб по франшизе, понадобится минимум 30 млн рублей. Найти такие деньги не так просто, как и помещение под клуб. Есть менее затратный вариант: открыть фитнес-центр для женщин или велнес-студию. Такая идея обойдется в 10 раз дешевле: от 800 тысяч до 3,5 млн рублей, и помещение площадью 50-200 кв. метров найти на так сложно. Суть концепции Женский фитнес-центр – это небольшое заведение, предлагающее клиенткам заниматься по программе 30-минутного силового и кардиотренинга, который позволяет проработать все важные группы мышц и сжечь до 500 калорий за тренировку. В такие центры закупается специальное, «упрощенное» оборудование, которое к тому же требуется в значительно меньшем количестве, чем в обычный фитнес-клуб. Велнес-студии – это клубы легкого фитнеса и коррекции фигуры, где во время занятий от клиенток практически не требуется никаких физических усилий: здесь нужно только лежать, расслабляться и получать удовольствие, в то время как специальные велнес-тренажеры (тонусные столы, виброплатформы, роликовые массажеры и др.) помогают сжечь лишние калории и подтянуть проблемные зоны. Стоит заметить, что разделение этих двух форматов достаточно условное: многие подобные заведения предлагают одновременно и фитнес-, и велнес-программы, а также вводят целый перечень «сопутствующих» услуг (составление программ питания и похудания, массаж, солярий, сауна, SPA, фитнес-бар). Ограничением для франчайзи здесь может быть только наличие свободной площади, а иногда – требования франчайзера. Удобный формат Ценность формата для потребителя достаточно очевидна: известно ведь, что для многих частота занятий фитнесом обратно пропорциональна расстоянию, которое требуется преодолеть до клуба. В этом смысле небольшой женский фитнес-центр или велнес-студия у дома или офиса – прекрасная альтернатива большому, но удаленному фитнес-клубу. Неудивительно, что такие заведения очень популярны среди женщин самых разных возрастов и национальностей, и поэтому женский фитнес и велнес активно развиваются во многих странах мира. Первопроходцами формата стали американцы, супруги Гарри и Дайана Хевин, которые открыли свой первый женский фитнес-центр под вывеской Curves в Техасе в 1992 году. Именно они с самого начала стали продвигать идею «экспресс-фитнеса», предложив своим клиенткам удобные 30-минутные программы тренировок. Неофициальным девизом сети стали слова, которые в значительной степени определяют атмосферу заведений: «Без макияжа, без мужчин, без зеркал». Curves обрела невероятную популярность среди женщин в США, а затем и по всему миру – настолько, что в конце концов поставила исторический рекорд по скорости развития. На открытие первых семи тысяч точек у Curves ушло менее десяти лет, в то время как у McDonald’s – 25, а у Subway – 26. В России женский фитнес стартовал в 2003 году, когда две отечественные предпринимательницы – Ирина Чирва и Елена Коростылева – открыли в Санкт-Петербурге первый «Тонус-клуб», вложив в него $30 тыс. На рынок оздоровительных услуг они выводили свое заведение под несколько провокационным лозунгом «Фитнес для ленивых», который, как оказалось, обеспечил им стопроцентное попадание в аудиторию. Первую франшизу предпринимательницы продали в 2007-м, и на сегодня в сети «Тонус-клуб» – 111 заведений (собственных – три). Как в шутку подсчитали в компании, клиентки за девять лет похудели на 350 тонн. Успех «Тонус-клубов» привлек на рынок множество последователей. Велнес-франшизы в России предлагают Slimclub, «Атмосфера», Vitality Centre. Франшизы женских фитнес-клубов в стране сегодня продают сети «Броско фитнес», «Талия фитнес» и, конечно же, американская Curves. Стоит отметить, что «Броско» практически скопировала в свое время Curves: концепции этих клубов и их предложения по франшизе очень похожи, но это не мешает обоим игрокам полноценно развиваться на российском рынке. Форматом заинтересовались и признанные лидеры отечественной фитнес-индустрии. Так, «Планета фитнес» запустила концепцию «Фитнес Точка ру», что само по себе свидетельствует о перспективности направления и большом будущем сегмента. Недостатки формата Давайте, впрочем, трезво оценим и недостатки формата. Первый – это изначально заложенные в него гендерные ограничения. Среди клиентуры обычных фитнес-клубов соотношение мужчин и женщин, как правило, составляет 40:60. Сознательный отказ от мужской аудитории значительно сужает круг потенциальных клиентов. Не стоит забывать и про детский фитнес, который набирает популярность в стране: для женских фитнес- и велнес-клубов это тоже станет «упущенной возможностью». Второй недостаток вырастает из небольшой квадратуры помещений, которые обычно используют женские клубы. Владельцу предстоит нелегкий выбор, какие дополнительные услуги оказывать на имеющихся свободных площадях. Часто вопрос встает просто: сауна или солярий? И тут легко промахнуться мимо того, что в действительности будет востребовано клиентами «здесь и сейчас». Наконец, нужно понимать, что получасовые тренировки и велнес-тренажеры в любом случае не заменят полноценного фитнеса: если женщина действительно серьезно настроена работать над собой, то она наверняка сделает выбор в пользу классического фитнес-клуба. Паушальные взносы при покупке женских фитнес- и велнес-франшиз весьма велики, что имеет свое объяснение. Ведь франчайзеры не только продают оборудование своим партнерам, но и обучают персонал, консультируют по организации бизнеса, выстраивают маркетинговую стратегию партнерскому заведению. Самую высокую плату за присоединение к сети взимают «Тонус-клуб» и «Броско» – 420 и 450 тысяч рублей соответственно, самую низкую, 100 тысяч – Vitality Centre. В данном случае размер паушального взноса напрямую зависит от степени распространенности бренда: Vitality Centre только выходит на рынок, в то время как «Тонус-клуб» и «Броско» – уже старожилы и успели развить свою сеть. Другой немаловажный финансовый параметр любой франшизы – роялти. Тут подходы франчайзеров, работающих в сегменте, значительно различаются. Фиксированное роялти установлено по франшизе «Броско», Vitality Centre и «Талии фитнес». Между тем «Фитнес-точка», «Тонус-клуб» и Slimclub берут процент от выручки франчайзи, причем сумма отчислений зависит в том числе и от площади клуба. А франчайзер «Атмосфера» пытается привлечь внимание к своей франшизе с помощью нулевого роялти, установленного вплоть до конца 2012 года. Наиболее рациональный подход, как показывает практика, – это роялти с фиксированной ставкой на квадратный метр, поскольку выручка франчайзи очень сильно разнится в зависимости от площади, занимаемой клубом, и, соответственно, от предлагаемого набора услуг. Разумеется, ничто не мешает предпринимателю не открывать клуб по франшизе, а пуститься в самостоятельное плавание. Тем более что на рынке уже появились компании, занимающиеся консалтингом по созданию подобного бизнеса (часто они так или иначе аффилированы с поставщиками соответствующего оборудования). Правда, в этом случае нужно приготовиться к самостоятельному набиванию шишек: все-таки «легкий фитнес» вовсе не синоним «легкого бизнеса».
|