Есть несколько методов выбора поставщика. Одни требуют точных расчетов и привлечения экспертов. Другие базируются на неформальной оценке поставщика работниками компании. Выберите тот, что подойдет именно вашей компании. Метод рейтинговых оценок Этот метод наиболее популярен для выбора поставщика. Сначала определите, какие критерии выбора поставщика для вас наиболее важны. Затем экспертным путем установите из значимость. К примеру, если вам надо купить товар, дефицит которого недопустим, то основным критерием при выборе поставщика будет надежность поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. Критерий выбора | Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10- балльной шкале | Произведение удельного веса критерия на оценку | Надежность поставки | 0,30 | 7 | 2,1 | Цена | 0,25 | 6 | 1,5 | Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 | Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 | Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 7 | 0,7 | Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 4 | 0,2 | ИТОГО: | 1 | | 6,3 |
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Метод оценки затрат Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Разделите весь исследуемый процесс снабжения на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитайте все расходы и доходы. В результате вы получите данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы. При этом учитываются логистические риски. Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный - по критерию общей прибыли. По сути, оценка затрат – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику. В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара: маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара; издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.); издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков; затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.). затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров; транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара; затраты на страхование логистических рисков и др.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать. Метод доминирующих характеристик Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора. Метод категорий предпочтения В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе. Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком Х?» - типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.
|