Кросс-докинг – практически непрерывное движение товара через склад, без хранения – становится все более популярным. Он позволяет сэкономить затраты на 20-30%, поскольку оборудовать и обслуживать зону хранения не надо. К тому же этот метод позволяет быстрее доставить товар потребителю. И все же не каждой компании стоит его внедрять. Как сделать выбор между традиционным хранением и кросс-докингом? При всех достоинствах кросс-докинга надо помнить о накладываемых на его внедрение ограничениях, а именно: товар, проходящий через склад, должен быть хорошо прогнозируем по динамике «приход-уход», причем необходимо постоянно проводить анализ потребительского спроса на ту или иную продукцию; приходящий товар должен быть или сразу готов к отправке, или нуждаться в незначительных дополнительных операциях; необходимо четко организовать движение транспортных потоков.
Традиционное хранение в отличие от кросс-докинга не предполагает наличия жестких требований к товаропотоку, но для него необходимы дополнительные складские площади и ресурсы для выполнения операций по хранению, комиссионированию, контролю, отгрузке и т. д. По какому принципу следует производить выбор между кросс-докингом и традиционным складским хранением и при каких условиях будет выгодна та или иная схема? Движение товара по складу при кросс-докинге Условия для внедрения кросс-докинга Поскольку распределительный центр, будь то склад по типу кросс-докинга или же традиционный склад, является одной из частей логистической системы, то и рассматривать его нужно в совокупности со всеми элементами этой системы. Ни в коем случае при расчетах нельзя изолировать его от других составляющих. Выбор принципа организации работы распределительного центра следует производить исходя из условия обеспечения минимальных затрат для логистики. Прежде всего, необходимо определиться с расходами на организацию складского комплекса и его эксплуатацию. На рисунке приведена структура затрат для случая, когда принимается решение о строительстве склада и покупке всего оборудования и транспорта, без использования услуг арендодателей. Структура затрат Эксплуатационные расходы в данном случае включают в себя следующие статьи: заработная плата персонала; коммунальные услуги; амортизационные отчисления; налоги (земельный, транспортный, налог на имущество и т. д); топливные расходы.
Отдельно стоит отметить технологические различия складских зданий при кросс-докинге и традиционном складе. Главное отличие заключается в том, что при организации кросс-докинга необходимо стремиться к наибольшей длине здания для размещения большего числа воротных доков, а в случае традиционного склада – к большей площади склада для обеспечения его максимальной вместимости. Потребность в «длинных» складах для кросс-докинга приводит к необходимости строительства зданий различных конфигураций (H, I, L, T ,U-образных), таких, как приведены на рисунке 3. Для определенного числа воротных доков выгоден конкретный тип здания (например, тип «I» оптимален при количестве ворот меньшем, чем 150, а тип «Н» – при наличии более 300 ворот). Различные конфигурации складов кросс-докинга C целью сокращения затрат на организацию логистической системы необходимо осуществлять координацию товарного и транспортного потоков, то есть количество транспорта, осуществляющего доставку товара на склад и к потребителю, должно быть минимальным. Сравнивая между собой традиционный склад и склад кросс-докинга, следует отметить, что при одинаковом товаропотоке в случае кросс-докинга количество задействованного автотранспорта за счет дробления поставок на более мелкие партии увеличивается. Вариант схем отгрузок Рассмотрим один из вариантов организации схем отгрузок на примере пятидневной рабочей недели. Дневной входящий поток V [м³] в случае кросс-докинга должен быть в тот же день отгружен в полном объеме и распределен по n клиентам (см. рис. 4а). При организации традиционного склада (рис. 4б) отгрузки клиентам могут производиться не каждый день, а несколько раз в неделю (в нашем примере два раза). В этом случае в день отгрузки объем уходящего товара V2 [м³] будет превышать объем ежедневных отгрузок при кросс-докинге V1 [м³]. Причем недельный объем входящего товара равен объему исходящего, то есть Объем разовой отгрузки традиционного склада практически всегда будет больше, чем у кросс-докинга (при их одинаковом товаропотоке), что потребует большего количества автотранспорта или же увеличения его грузоподъемности. Больший размер автопарка приводит к повышению капитальных затрат на приобретение ТС. Однако высокая частота отгрузок при кросс-докинге подразумевает более интенсивное использование автотранспорта (повышенный износ и расход бензина), что в свою очередь приводит к росту эксплуатационных затрат. На рисунке 4 приведены возможные схемы организации поставок/отгрузок со склада кросс-докинга (а) и традиционного (б) склада: Возможные схемы организации поставок/отгрузок товара Таким образом, несмотря на отсутствие затрат на устройство зоны хранения при кросс-докинге, может возникнуть ситуация, когда его использование будет нецелесообразным, например, при увеличении числа обслуживаемых клиентов – так как возможен недогруз исходящего автотранспорта. В то время как традиционный склад позволяет равномерно распределить отгружаемый объем товара по адресам поставок. В следующем примере мы рассмотрим, в каких случаях кросс-докинг выгоднее традиционного склада, и наоборот. Кросс-докинг или складское хранение Предположим, что недельный товаропоток составляет 5000 куб. м и поступает на склад следующим образом: Допустим, количество клиентов (адресов отгрузок) лежит в диапазоне от 2 до 1000, что, как следует из практики нашей работы, встречается наиболее часто. Произведя расчеты полных затрат (см. рис. 2) для каждого варианта, получим следующие результаты: в большинстве случаев более выгодным вариантом является организация кросс-докинга. Однако если число обслуживаемых клиентов лежит в диапазоне 100-150, целесообразнее выбрать традиционный склад (см. рис. 5). При увеличении числа клиентов и фиксированном товаропотоке происходит дробление заказов на более мелкие, что влечет за собой изменение количества и типа уходящего транспорта. Именно этим объясняется наличие зоны с выраженным преимуществом традиционного склада. Выбор типа склада в зависимости от количества обслуживаемых клиентов Также при выборе типа склада необходимо учитывать, что при фиксированном количестве обслуживаемых клиентов (в данном случае их количество равно 50) кросс-докинг становится выгоднее лишь после достижения определенного суточного объема (см. рис. 6). Выбор типа склада в зависимости от объема товаропотока
"Револьверная" отгрузка Таким образом, склад кросс-докинга не всегда позволяет сократить затраты на организацию логистической системы, и для его выбора необходимо проводить предварительный анализ товаропотока. Если склад кросс-докинга по каким-либо причинам не может быть организован в «чистом виде», возможно применение одной из его разновидностей – схемы так называемых «револьверных» отгрузок. «Револьверную» отгрузку иллюстрирует ситуация, когда пришедший товар распределяется по адресам доставки и при необходимости размещается в зоне хранения в отдельные ячейки, соответствующие определенному клиенту Таким образом, сокращается время на обслуживание исходящего автотранспорта. Для того чтобы кросс-докинг действительно был выгодным, необходимо, во-первых, тщательно взвесить все «за» и «против» еще на этапе проектирования логистической системы с учетом всех особенностей конкретного предприятия, а также их изменений в будущем. Организовать кросс-докинг дело не простое, требующее больших усилий, однако рискнуть стоит, ведь в случае успеха он может превратиться из головной боли в ваше конкурентное преимущество, и примером тому может служить ряд западных компаний, таких как Wal-Mart и The Home Depot.
|