Как известно, не каждому мальчику доверяют покрасить забор. Мне кажется, что есть три критерия, по которым можно определить, разумно ли данному конкретному «мальчику» доверить руководство проектом любой сложности — будь то покраска забора или создание отечественного электромобиля. Самое главное, проектный менеджер должен быть гением коммуникации. Ему не обязательно глубоко знать предметную область. Проектный управленец — лицо временное: пришел, сделал, ушел. Однако он должен уметь собрать людей, мотивировать и настроить их на работу, ему необходимо быть хорошим психологом и сильным переговорщиком. Человек некоммуникабельный не справится с задачей или сделает все так, что лучше бы и не делать. Второе требование — проектный менеджер должен быть перфекционистом. Дело в том, что любой проект делится на множество микропроектов и подзадач. Поэтому очень важна точная подгонка разных задач. Чем больше в процессе работы будет халтуры и нашего традиционного «и так сойдет», тем хуже качество конечного результата. Проектный менеджер должен добиваться от каждого члена команды максимально точного выполнения задачи — на всех этапах. Третье качество, без которого человеку не стоит браться за управление проектом, — настойчивость, иногда даже с налетом тупизма. Путь из точки А в точку Б должен быть именно таким, который описывает заказчик. Креативность — это замечательно, но не факт, что если задача решена более легким способом, она решена правильно. Надо, чтобы заказчик понимал, как именно задача решалась. С людьми и командами, которые могут стабильно и качественно делать проекты, в нашей стране большой проблемы нет. В индустриях, где изначально были деньги, есть нормальные кадры. Сейчас в «Донстрое» все прорабы — наши сограждане. Научились же! В нашей стране есть очевидная проблема с заказчиками проектов. Я сужу по своей индустрии. Как думает типичный заказчик? «У меня есть миллион долларов — мне надо через два дня выдать КупиКупон или Яндекс». И находятся люди, которые готовы попытаться. Но только летать эта корова не будет. У заказчика, помимо денег, должна быть компетенция. Если у человека есть только деньги, то ему не в проекты надо, а в магазин. Он покупатель, который приходит и покупает готовый продукт. Если же требуется оригинальная разработка, то нужно четко понимать, что ты хочешь получить и как это сделать. Ну нельзя, не разбираясь в банковском бизнесе, делать банк! Проблема заказчиков проектов в «отсутствии культуры». Они не умеют ставить задачи, не умеют оценивать реальные сроки. А с проектами всегда так: когда хочется сделать быстро, почему-то получается долго. Так что, речь идет о воспитании заказчиков — этому, к сожалению, не учат в институтах. Но я не считаю эту задачу нерешаемой. Если 15 лет назад мы говорили, что в России невозможно добиться нормального сервиса, то теперь он, пусть и не везде, но есть. И с проектами будет все так же. Люди научатся, наберутся опыта, пусть даже за счет крови, пота и потери денег. Герман Клименко, владелец компании Liveinternet, специально для портала Rabota.ru
|