Как показал опрос, проведенный рекрутинговым агентством Hays в августе 2016 г., россияне воспринимают
MBA как социальный лифт. 37% сотрудников считают, что MBA – это способ повысить свою стоимость на рынке труда, а 13% – шанс для быстрого карьерного роста. Каждый пятый полагает, что диплом МВА станет шагом к будущей эмиграции и трудоустройству за границей. Цель исследования Hays – выяснить важность MBA для работодателей и сотрудников. Авторы опросили около 100 российских нанимателей и 1000 работников из разных отраслей – от фармацевтики до ресторанного и гостиничного секторов.
Из своего карманаПо данным опроса Hays, 71% сотрудников российских компаний готовы полностью оплачивать курс MBA из собственных сбережений, а каждый десятый согласился бы взять
кредит на эти цели.
800 из 1000 студентов, которые учатся на программах MBA, платят за себя сами и таких с каждым годом становится больше, говорит проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Сергей Мясоедов. Растет число тех, кто больше не уповает на щедрость работодателя, а, например, берет образовательный кредит, знает он. И чуть ли не каждый второй студент программы MBA в РАНХиГС уже во время учебы меняет работу, говорит Мясоедов.
Зачастую учиться в бизнес-школу идут те, кто уже замыслил сменить работу, говорит Мясоедов. Именно поэтому, по его словам, многие работодатели неохотно оплачивают классическое
бизнес-образование персоналу, уточняет он. Это подтверждает и опрос Hays: только 6% работодателей готовы финансировать курс MBA для сотрудников полностью, а 32% согласны компенсировать не более половины стоимости курса.
Хотя многие компании говорят, что при найме отдают предпочтение сотрудникам с дипломом MBA, они неохотно отпускают их на учебу, отмечает Анна Пахарукова, менеджер по маркетингу «Hays Россия». 60% работодателей готовы отпустить людей, но только если те возьмут отпуск. Лишь каждый четвертый разрешает сотрудникам учиться в рабочее время. И 16% не готовы отпускать людей в бизнес-школу вообще.
Тайный студентБолее того, сотрудники часто скрывают от работодателей, что учатся в бизнес-школе, опасаясь, что работодатель заподозрит их в желании уйти из компании, поясняет Мясоедов. Корпоративные заказчики программ MBA иногда даже просят не выдавать сотрудникам диплом, чтобы он не стал дополнительным козырем для перехода на другое место, отмечает он. Компании не очень охотно оплачивают MBA и настаивают, чтобы сотрудник подписал обязательство отработать после учебы определенный срок в компании, говорит Пахарукова.
Опыт важнееСудя по опросу Hays, 60% работодателей убеждены, что наличие степени MBA оказывает положительное влияние на развитие карьеры. 8% сказали, что такой диплом расширяет карьерные возможности специалиста. И никто не согласился с утверждением, что MBA – пустая трата времени и денег.
28% работодателей говорят, что при прочих равных условиях выберут кандидата со степенью MBA, но все зависит от ситуации. 4% признались, что однозначно предпочтут такого специалиста, ведь MBA «дает серьезные знания и структурирует опыт». Когда есть несколько одинаково сильных кандидатов, диплом MBA станет дополнительным плюсом для кандидата.
Без права на прибавкуКак показал опрос Hays, диплом отнюдь не всегда конвертируется в прибавку к жалованью. 37% респондентов-сотрудников полагают, что после получения MBA зарплата специалиста возрастает на 20%. Среди работодателей такого мнения придерживается только каждый пятый. Большинство же нанимателей (57%) убеждены, что зарплата выпускника
бизнес-школы должна не более чем на 20% превышать жалованье коллеги без диплома. Каждый пятый сказал, что после получения диплома MBA зарплата сотрудника не должна измениться.
По материалам Vedomosti