В МИРБИС состоялся Круглый стол «Российские рейтинги бизнес-образования: объективные методики и субъективный выбор». Организатором мероприятия выступила Российская Лига МВА.
Мероприятие собрало более 30 участников – представителей Лиги МВА, выпускников ассоциаций ведущих бизнес-школ (МИРБИС, ВШМБ, ВШБ ГУУ, ИБЭ, ЛИНК) и представителей прессы («Секрет фирмы», «Известия», РИА «Новости», «Российская газета», «Финанс.», «Элитный персонал», «Экономические стратегии», Знания.ру), которые попытались рассмотреть проблему под разными углами и найти точки соприкосновения.
Нужны ли рейтинги вообще и какие функции они выполняют? Как выработать идеальную методику, учитывающую все объективные критерии оценки? Каков коэффициент доверия к рейтингам у слушателей и работодателей в России? На эти и многие другие вопросы попытались ответить участники в ходе дискуссии.
«Рынок бизнес-образования становится все более конкурентным, а рейтинги – это очень мощный и эффективный инструмент воздействия на общественное сознание, – отметил Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА. – Выбирая ту или иную методику, рейтинги задают правила игры на рынке и свободно меняют соотношения сил. Есть опасность манипулятивности, поэтому очень важно, чтобы методики рейтингов соответствовали реальности, а рэнкеры чувствовали свою ответственность перед бизнес-сообществом».
В докладе «Рейтинг бизнес-школ глазами слушателей» Леся Мельниченко, директор Центра маркетинга МИРБИС, представила результаты исследования опроса слушателей программ МВА МИРБИС, который был проведен в марте-апреле этого года:
«Рейтинги бизнес-школ и рейтинги программ задают для аппликантов ценностные ориентиры поиска и «формируют» конкурентный рынок. Они вызывают бессознательное и стереотипное доверие у 70% респондентов. И это закономерно, но не стоит забывать, что на взрослеющих рынках бессознательное стереотипное доверие потребителей, как правило, уступает место либо сознательному недоверию, либо сознательному доверию. Организаторы рейтингов должны обратить внимание на репрезентативность своих методик и объективность показателей, необходимость разработки действительно интегрированного рейтинга, а не механистического суммирования несопоставимых разнопорядковых результатов разных рейтингов. Необходим дифференцированный подход к составлению методик рейтинга бизнес-школ и рейтинга программ».
По мнению другой стороны – составителей рейтингов – место, на котором оказалась бизнес-школа, не должно вызывать бурной реакции у ее представителей.
«Я считаю, что позиция бизнес-школы в рейтинге – не повод обижаться или радоваться для ее выпускников, – отметил Владислав Коваленко, редактор отдела «Исследования и рейтинги», первый заместитель главного редактора журнала «Секрет фирмы». – Само присутствие вуза в рейтинге уже говорит о многом, а соискатели, которые являются далеко не глупыми людьми, методом критического отбора все равно выберут идеальную для себя школу, принимая во внимание множество других показателей, таких, например, как удобное расположение или мнение знакомых».
Участники единодушно отметили, что встреча прошла в приятной неформальной и откровенной обстановке, и оказалась очень информативной как для выпускников, так и для представителей СМИ. В целом, она помогла обеим сторонам лучше понять проблематику и сблизить точки зрения. По итогам Круглого стола участниками было решено провести следующую встречу в сентябре этого года.
С докладами выступили:
-
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, «Рейтинги бизнес-школ: кому они нужны?»
-
Леся Мельниченко, директор Центра маркетинга МИРБИС, «Рейтинг бизнес - школ глазами слушателей» (по результатам исследований МИРБИС)
-
Алла Жаворонкова, директор международного направления, «Рейтинги в бизнес-образовании: международный опыт»
Денис Волков, президент профессионального сообщества Success Insights CIS, президент Ассоциации выпускников ВШМБ, «Российские рейтинги отечественных бизнес-школ: какими они должны быть и какие показатели должны содержать, чтобы помогать в выборе бизнес-школы»
-
Юлия Фуколова, редактор отдела «Персонал» журнала «Секрет фирмы», «Диплом MBA глазами работодателей»
Владислав Коваленко, редактор отдела «Исследования и рейтинги», первый заместитель главного редактора журнала «Секрет фирмы» - «Методология рейтинга «Секрета фирмы», тонкости и нюансы»
-
Наталия Тюрина, заместитель начальника отдела Объединенной редакции новостей РИА Новости - «Рейтинги образовательных учреждений и программ: общественная оценка или информационный ресурс для социальной навигации: основные подходы»
-
Владимир Сметана, директор по маркетингу ГК ФИНВАЛ - «Взгляд выпускников МВА на рейтинги и доверие к ним»
-
Андрей Оленев, директор компании "Инвест Капитал», «Почему я не верю в рейтинги»
МИРБИС выражают благодарность организатору мероприятия – Российской Лиге МВА, докладчикам и участникам за высокий интерес и активное участие в работе круглого стола.
|