Журнал The Economist опубликовал рейтинг 30 лучших бизнес-школ на 2011 год. И выяснилось, что семь учреждений из первого десятка американские. На первом месте в списке – дартмутская Tuck School (в прошлом году была на втором), на втором – Chicago Booth, на третьем – швейцарская школа IMD. В первом десятке есть еще несколько названий, знакомых каждому: Гарвард, Стэнфорд, Колумбийский университет и Калифорнийский университет в Беркли. Короче говоря, сплошная американщина. Куда идти получать MBA? Место | Бизнес-школа, Страна | Средняя зарплата новых выпускников, $ | Рост зарплаты после получения MBA, % | Количество трудоустроенных выпускников через 3 месяца, % | Средний возраст студентов | Длина курса в месяцах | Стоимость курса, $ | 1 | Tuck School of Business, Dartmouth США | 106 578 | 65 | 97 | 27 | 21 | 101 400 | 2 | Chicago Booth School США | 108 045 | 38 | 91 | 27 | 21 | 101 800 | 3 | IMD Швейцария | 129 600 | 68 | 96 | 31 | 11 | 57 692 | 4 | Virginia Darden School of Business США | 100 839 | 58 | 87 | 27 | 21 | 99 000 | 5 | Harvard США | 114 896 | 48 | 95 | 26 | 24 | 102 400 | 6 | The University of California, Berkeley (HAAS) США | 107 451 | 48 | 90 | 28 | 21 | 104 656 | 7 | Columbia США | 106 472 | 41 | 93 | 28 | 20 | 106 416 | 8 | Stanford США | 118 793 | 51 | 92 | Неизвестно | 21 | 110 400 | 9 | Schulich School of Business, York University Канада | 93 450 | 127 | 89 | 28 | 8 или 16 | 63 000 | 10 | IESE Испания | 119 067 | 150 | 92 | 27 | 19 | 94 267 |
Вот некоторые выводы журнала: – Впрочем, при ближайшем рассмотрении американская мечта о качественном образовании оказывается не такой уж красочной, со своими специфическими проблемами. Исследователи отмечают спад интереса к получению MBA. Прежде всего он связан с бумом 2009 года: в кризисный год, как это часто случается, все бросились инвестировать в собственное образование, но в 2010 и 2011 годах количество желающих учиться снизилось. – Эксперты считают, проблемы бизнес-образования и снижение интереса к нему связаны не только с финансовым кризисом и его последствиями. Есть основания говорить о кризисе в этой сфере: потенциальные студенты не верят в состоятельность классического MBA, редко выбирают полноценные, растянутые во времени курсы, платят неохотно. – Время – одна из основных проблем американских школ. Образовательные учреждения с мировым именем предлагают своим студентам программы, растянутые на два года. И это слишком долго, многие не готовы тратить столько времени (и, конечно же, денег). Не исключено, что вопрос в ближайшее время пересмотрят, ориентируясь на конкурентов из других стран. Европейские школы, как правило, сжимают программы до полугода – полутора лет. – Одна из главных мировых тенденций – рост интереса к бизнес-образованию в Азии. При этом школам в этом регионе определенно есть куда расти. Например, в списке The Economist всего одна школа из Индии (Indian Institute of Management in Ahmedabad) и одна из Китая (China Europe International Business School). При этом сегодня в Индии насчитывается 1500 курсов MBA (по некоторым данным, до 2500), и всего 20 из них претендуют на то, чтобы стать международно известными. В Китае, в свою очередь, 30 000 студентов, получающих степень MBA, но наблюдается недостаток качества и нормальных преподавателей. Многие лекторы не имеют отношения к бизнесу и работают в сфере технологий и науке. – Средний возраст человека, получающего MBA, – 27–30 лет. Рост уровня дохода по окончании образования составляет порядка 40–110% (в зависимости от школы и региона). Рекордсмен списка – американский Hult International, выпускники которого, в среднем, увеличивают свой доход на 260%.
|