Вопросы качественного образования всегда в центре внимания бизнеса, ощущающего острый дефицит профессиональных кадров. Агентство стратегических инициатив (АСИ) предлагает создать госфонд, который будет оплачивать обучение российских граждан в ведущих зарубежных университетах. Пока концепция программы согласовывается с Минэкономразвития и Минобрнауки, после чего ее должен будет одобрить наблюдательный совет агентства, который возглавляет Владимир Путин. Постоянное внимание проблеме подготовки кадров уделяет ТПП РФ. Недавно прошла I Всероссийская конференция «Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики», организованная Торгово-промышленной палатой. Сегодня слушатели часто выбирают не столько теоретическую подготовку, сколько практические знания и умения. Этим и объясняется высокий спрос на обучение в бизнес-школах. Но нужно ли ради этого ехать в другие страны? Об этом мы спросили предпринимателя Георгия Аршавского, выпускника совместной международной программы МВА шанхайского университета Фудань и Гонконгского университета. – Кому стоит задуматься о получении степени МВА в Китае?
– Степень МВА имеет смысл получать в той стране, где менеджер впоследствии планирует работать. Ведь программы МВА не ставят своей задачей сделать из слушателей профессиональных финансистов, экономистов или бухгалтеров. Целью МВА является подготовка управленцев в сфере экономики и финансов, владеющих основами этих дисциплин в объеме, необходимом для управленческой или предпринимательской деятельности. Конечно, крайне важно учитывать специфику страны или региона, ведь очевидно, что подходы к ведению бизнеса или управлению в Европе или США будут сильно отличаться от того, как это делается в странах Азии или в арабском мире. Иными словами, в Китае имеет смысл получать степень МВА тем менеджерам, чья жизнь и карьера тесно связаны с этой страной, тем, кто постоянно живет и работает в Китае. – Где вы учились в Китае? Как высоко, на ваш взгляд, котируется китайское образование?
– У меня есть опыт учебы только в одной китайской бизнес-школе – совместной международной программе МВА шанхайского университета Фудань и Гонконгского университета. Внутри самих китайских бизнес-школ и программ МВА существуют качественные различия. Так, например, собственная программа МВА университета Фудань изначально была ориентирована на топ-менеджеров и руководителей крупных китайских предприятий, поэтому неудивительно, что в число обязательных вступительных экзаменов входят теория марксизма-ленинизма и история КПК. Наверное, к общим чертам всех бизнес-школ, включая и китайские, можно отнести следующие: примерно одинаковый набор дисциплин, таких как «Деловое общение», «Лидерство», «Анализ рисков и принятие решений», «Экономика для управленцев», «Бухгалтерский учет для бизнеса», «Организационное поведение», «Креативность и инновации в бизнесе», «Корпоративные финансы», «Стратегический маркетинг», «Макроэкономика», «Конкурентная стратегия», «Деловое право и этика» и др. Широко используется метод case study, при котором слушателям предлагается проанализировать какую-то конкретную управленческую ситуацию и предложить оптимальный выход из нее. Сегодня вполне можно говорить о конкурентоспособности китайского образования. Например, шанхайская China European International Business School (CEIBS), согласно рейтингу программ МВА, периодически публикуемому Financial Times, постоянно занимает лидирующие позиции. Или, скажем, рейтинг Гонконгского университета как лучшего в Азии был определен согласно исследованиям британской социологической фирмы Quacquarelli Symonds. Лично для меня это сыграло не последнюю роль при выборе бизнес-школы и программы МВА. – Каковы длительность и стоимость обучения?
– На совместной международной программе МВА Университета Фудань и Гонконгского университета существует два потока. Так, на General Stream принимаются абитуриенты с опытом работы от трех лет на позициях управленцев среднего звена. На Executive Stream принимаются лица, имеющие опыт управления и руководящей работы более семи лет. При этом время обучения на обоих потоках одинаково – 24 месяца. Длительность программы CEIBS в Шанхае составляет 18 месяцев, а китайско-французской программы Shanghai International MBA(SIMBA) – два года. Стоимость обучения зависит от программы может составлять от 20 до 70 тыс. долларов. – Сложно ли вам было поступить в эту школы? На каких языках ведется обучение?
– Для поступления на любой из двух потоков данной программы необходимо было вместе с заявлением представить резюме с описанием опыта и мест работы, две рекомендации: одна – от непосредственного руководителя, вторая – от любого другого топ-менеджера, имеющего постоянные деловые контакты с абитуриентом. При этом для поступающих на General Stream дополнительно необходимо было представить свидетельство о сдаче GMAT (Graduate Management Admission Test), с общим баллом не ниже 550. На Executive Stream подобного требования нет, но в случае предоставления такого свидетельства абитуриент освобождается от сдачи письменного теста по английскому языку. Документы подаются на китайском или английском языках. Вступительные экзамены на оба потока проводятся в один из воскресных дней в конце марта. Они состоят из собеседования, анализа и обсуждения некой бизнес-ситуации в составе группы и письменного теста по английскому языку. Не могу сказать, что они были чересчур сложными. Мне показалось, что их основной целью была проверка способности абитуриента к восприятию качественно новой информации и качественно иным подходам к преподаванию. Вопрос о том, на каком языке ведется преподавание, относится к одним из принципиальных моментов для иностранца. На сайте программы было указано, что преподавание ведется на английском языке, официальном языке Гонконгского университета. Однако первая же лекция была прочитана на китайском. В целом кураторы программы не погрешили против истины – все профессора из Гонконга читали свои курсы на английском. Но есть довольно много предметов, которые читаются профессорами Фуданя на китайском. – Кто преподает в китайских вузах? Каков уровень преподавания?
– Один из ее преподавателей привел довольно любопытное сравнение: «Процесс обучения в большинстве бизнес-школ можно сравнить с продукцией компании IKEA: при покупке стола или стула вы всегда получаете четкую инструкцию, как их собрать. Наша же программа, скорее, похожа на продукцию LEGO – есть разные кубики, которые можно собирать по-разному, все зависит от опыта и фантазии. Мы не даем инструкции, мы даем кубики, а как их сложить и что из этого получится – уже ваша задача». В моем случае часть учебных курсов читалась китайскими преподавателями, а часть –гонконгскими. Кроме того, ряд предметов преподавался приглашенными профессорами, например, из университета Цинхуа. Все без исключения преподаватели обладали богатым практическим опытом бизнес-консультаций. У многих из них есть и собственный бизнес, что делает их лекции особенно ценными. – Как строится учебный процесс? Что для европейца может оказаться самым сложным или необычным?
– Сам учебный процесс представляет собой во-первых, чтение лекций, иногда – с использованием видеоматериалов, во-вторых – обсуждение в классе, ответы на вопросы преподавателя, подготовка презентаций по конкретной бизнес-ситуации в контексте учебного курса. Описания бизнес-ситуаций берутся из различных источников, в основном из учебных материалов Гарвардской школы бизнеса. – Каков среднестатистический портрет слушателя программы МВА?
– Возраст слушателей на моем потоке Executive Stream составлял в среднем от 35 до 45 лет, мужчин около 60%. Все они были менеджерами высшего звена, занятыми в банковской, финансово-инвестиционной сферах, в области IT-технологий. Среди них были и владельцы собственного бизнеса, и сотрудники ведущих мировых компаний. Иностранцев было немного. – Глядя на то, как учатся китайцы, можно ли сделать вывод, что в этом один из секретов успехов китайской экономики в целом?
– Наверное, да. При общении с сокурсниками меня поразило несколько моментов. Во-первых, это стойкий дух коллективизма, стремление делать все совместно, поддерживая и помогая друг другу. Еще поражало искреннее желание китайских сокурсников помочь мне, единственному иностранцу на потоке. Никто и никогда из них не отказал мне в помощи, за что я им очень благодарен. Зачастую они предлагали помощь сами, видя мое замешательство или недоумение. – Возможно ли завести новые деловые связи во время обучения?
– Да, безусловно. И это, кстати, тоже можно считать общей чертой для всех бизнес-школ. Далеко не секрет, что, поступая на программу МВА, помимо получения новых знаний и расширения собственных возможностей, менеджеры также стремятся приобрести и новые деловые связи в лице своих сокурсников. В Китае же это становится особенно актуальным: именно в бизнес-школах существует отличный шанс установить те самые «гуаньси» – особые отношения, свойственные китайскому миропониманию. – В чем для вас был главный опыт обучения и получения степени МВА в Китае?
– Обучение на программе МВА в Китае – это бесценный и во многом уникальный опыт. Лично для меня ценность заключается в погружении в китайскую деловую среду, возможность взглянуть на нее изнутри, а также в укреплении или, наоборот, разрушении определенных взглядов и стереотипов, сложившихся за время моей работы в Китае. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и полученные знания, что позволяет приблизиться к осуществлению целей, которые я ставил перед поступлением.
|