Первое вручение дипломов Магистров делового администрирования состоялось весной 1902 года в Соединенных Штатах Америки. Семь студентов, прослушав полный курс программы М.С.S. (Master of Commercial Science) стали обладателями степени МВА. Именно они и были первыми дипломированными менеджерами в мире. С тех пор колыбелью бизнес-образования считается Dartmouth College в городке Hanover штата New Hampshire. Вслед за первой бизнес-школой стали открываться и другие. В частности Гарвардская школа бизнеса присудила первую степень магистра менеджмента в 1910 году. И вот уже много десятилетий подряд дипломы школ при известных университетах с более чем вековой историей, таких как Harvard (HBS), Stanford (Stanford GBS), Yale (Yale School of Management), University of Pennsylvania (Wharton Business School), являются пропуском в мир успешного бизнеса. Мысль о подготовке профессиональных коммерческих управляющих была дерзкой и не казалась педагогам перспективной. Потому преподавать и обучаться искусству управления стремились немногие. Но новым школам предстояло создать инновационную методику, обучающую основам ведения бизнеса, способную превратить менеджмент в науку. Именно эти замыслы воплощены сегодня в виде разнообразных образовательных программ МВА. С 20-х годов прошлого века развитие бизнес-образования происходило ошеломляюще быстрыми темпами. Даже самые критичные противники вынуждены были признать прогрессивное влияние программ обучения на уровень ведения бизнеса. Интерес к бизнес-образованию нарастал к 50-м годам, когда научные выкладки профессуры бизнес-школ стали активно использоваться на практике. И по сей день компетентных и дальновидных профессионалов, владеющих технологиями управления бизнес-средой, формируют яркие новаторы-педагоги. Поэтому привлечение к преподаванию практиков, имеющих как предпринимательский, так и педагогический опыт, положительно сказывается на программах МВА. В 1950-1960-х годах в США сформировалась и укрепилась классическая двухгодичная модель обучения МВА. В течение первого года студентами-слушателями изучались обязательные базовые дисциплины, а второй год посвящался специализированным предметам. Сегодня варианты получения академической степени разнообразны. По мере развития и приобретения популярности, выпускниками МВА становились сначала исключительно бывшие студенты обычных вузов. Но к 70-80-м годам ситуация изменилась. И до сегодняшнего дня сохраняется тенденция увеличения поступления предпринимателей, представителей топ-менеджмента и рядовых сотрудников крупных компаний и малого бизнеса. В Европе средний возраст студентов очных программ составляет 27 лет, а студентов, которые учатся вечером и получают дистанционное образование - 34 года. Вчерашние выпускники МВА сами создают историю. Многие владельцы бизнес-гигантов различных сфер индустрии отдали предпочтение степени Магистра делового администрирования. Ведь программы подготовки МВА - это не только сугубо финансовая сфера, это - комплексное образование, включающее в себя изучение финансового менеджмента, международного бизнеса, управление маркетингом, предпринимательство, электронного бизнеса, психологии, HR-менеджмента и других дисциплин. Владение производственным опытом вкупе с практически ориентированными теоретическими знаниями гарантируют высокий уровень компетентности Магистров делового администрирования. Программы МВА расширяют горизонты и обеспечивают системный подход к управлению бизнес-процессами. Изменилось время, изменились предпочтения в специализациях, изменился подход к преподаванию в бизнес-школах. В конце прошлого столетия бизнес-образования стало более доступно широкому кругу слушателей. Даже самые известные школы перешли на новый режим работы. Появился комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды. Дистанционная форма обучения сочетает элементы очного и заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Она позволяет получить бизнес-образование в любой географической или временной изолированности, помогает пройти обучение социально незащищенным слоям населения, занятым людям любого уровня и статуса. Словом, современное дистанционное образование способно удовлетворить практически любой уровень запросов. Новейшая история МВА показывает, что наличие бизнес-образования является значимым аргументом в системе трудовых отношений. Степень Магистра делового администрирования стала непременным атрибутом карьеры целеустремленных специалистов, для которых повышение образовательного уровня является приоритетным направлением профессионального совершенствования. Компании традиционных и инновационных отраслей нуждаются в менеджерах, нацеленных на предпринимательство, способных принимать оперативные и стратегические решения, брать ответственность и развивать бизнес. Сегодня подготовить специалистов, соответствующих всем требованиям, способны только программы МВА, которые продолжают развиваться и предлагать все новые формы и содержание учебных курсов.
|