Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к реализации принципов, проверенных многолетней практикой передовых зарубежных стран. Федеральное законодательство исключило, в частности, программы дополнительного профессионального образования, к которым относились и программы МВА, из системы, регулируемой Федеральными государственными требованиями, а Федеральная антимонопольная служба потребовала исключить государственные дипломы МВА из учебного оборота. На сегодня 130 учебных заведений предлагают программы МВА, а 102 имеют положительное заключение Совета Минобрнауки по МВА для лицензирования. Как основной соавтор "Государственных требований" к МВА и Председатель упомянутого Совета, я могу утверждать, что такое регулирование в 1999-2012 г.г. сыграло свою положительную роль, но фактически исчерпало себя. У нас нет оснований сомневаться в серьезности решений высших государственных органов, хотя желающих продлить жизнь безнадежно больному, почти похороненному, Государственному диплому МВА, хватает. Каждый, кто смотрит в будущее – и бизнес-образования, и своей карьеры – должен понимать, что с 2013 года Государственный диплом МВА – это при любом раскладе будет нелигитимной бумажонкой. Нет сомнения, что это подтвердят еще раз приказами Минобрнауки и ФАС и дадут разъяснения потенциальным слушателям школ бизнеса и HR-менеджерам, а руководители школ бизнеса это уже понимают. Что же дальше? Есть два пути. Первый путь – сохранить государственный диплом МВА в виде диплома магистратуры по новой специализации "Магистр делового администрирования" (для людей с опытом работы) с выдачей полноценного магистерского диплома о Высшем профессиональном образовании по направлению "Менеджмент", но со всеми атрибутами МВА, имеющей у ряда школ бизнеса к тому же международную аккредитацию. Это будет диплом-тяжеловес, наконец-то узаконивающий статус МВА как второго высшего образования (чего прежний госдиплом МВА не давал). С осени этого года лидеры отечественного бизнес-образования, в частности, в РАНХиГС (такие как ВШМБ, ИБДА и другие) предложат это отечественному рынку. Второй путь – остаться в пределах дополнительного негосударственного образования с выдачей "Диплома установленного образца", и отражающего брэнд ВУЗа или школы бизнеса. Такие программы могут быть разнообразными (модульные или уикэндные МВА, Executive MBA, дистанционные, проектно-ориентированные, как в Сколково, например, и другие). Это позволит школам бизнеса проводить разнообразные эксперименты с сохранением сути МВА и приблизить программы к практике бизнеса, а главное, укрепить и развить свой брэнд на долгие годы. Оба пути достаточно перспективны и должны сосуществовать. В поисках новых организационных форм и новых бизнес-образовательных продуктов наше будущее. Это западный путь, значение которого повысится с вступлением России в ВТО. Особенно возрастет значение новой независимой системы российской аккредитации МВА, к созданию которой уже приступили РАБО и другие. И, конечно, вырастет роль зарубежной аккредитации российских школ бизнеса и их рейтингов. Вот о чем должны думать серьезные люди, намеренные сделать серьезную карьеру с серьезным дипломом. А ностальгировать по безвозвратно ушедшему прошлому и слушать тех, кто подхватывает отрывочные сведения, домыслы и слухи – это несерьезно. Автор: Л.И.Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, Почетный Президент РАБО
|