Европейские бизнес-школы опережают американских конкурентов по программам открытого набора. В этом году число европейских школ, попавших в первую десятку рейтинга лучших краткосрочных программ обучения для всех желающих, стало самым большим за всю историю его составления. Можно говорить о смещении трансатлантического баланса. International Institute for Management Development (Лозанна, Швейцария), или кратко IMD, возглавила список из 65 бизнес-школ, в которых есть краткосрочные программы обучения открытого набора. По сравнению с 2011 годом их стало на три больше. Программы открытого набора обычно представляют собой краткие, интенсивные курсы повышения квалификации для руководящих работников. Рейтинг FT составлен на основании 16 критериев, 10 из которых отобраны по результатам проведения опроса среди участников программ, а шесть – среди школ. По результатам опросов, испанская Iese Business School свергнута с пьедестала и опустилась на четвертое место, Harvard Business School (США) заняла второе, а Thunderbird School of Global Management – третье место. The University of Chicago (США) и INSEAD (Франция) добились значительных успехов, поднявшись в этом году вверх на 10 и восьмого мест соответственно и, таким образом, войдя в число 10 лучших школ, заняв в рейтинге шестое и 10-е места. На протяжении последних пяти лет IMD постоянно занимает место вверху списка и в этом году превзошла свой собственный лучший результат 2009 года, когда она заняла в рейтинге второе место. Примечательно, что школа возглавляет рейтинг по таким показателям, как качество участников, уровень сопровождения, который предлагается участникам программы после ее окончания, и качество технического обеспечения учебного процесса. В то время как IMD получила хорошие оценки по другим критериям, войдя в первую десятку по каждому из них, видно, что участники больше всего оценили такие аспекты деятельности IMD, как эмпатия и эмоциональный интеллект. IMD – это вторая европейская школа после Iese, которая добралась до вершины рейтинга, и четвертая новая школа номер один за четыре года. Это свидетельствует о высоком уровне конкуренции среди программ открытого набора. В прошлом первое место в рейтинге краткосрочных программ было прерогативой американских школ. За исключением Гарварда, занимавшего первое место семь раз, американские школы часто проигрывают европейским по таким показателям, как наличие слушателей из других стран, число программ, предлагаемых за границей или в других регионах страны, а также количество программ, которые предлагаются совместно с другими бизнес-школами. Тем не менее американские школы во многом сохраняют свое лидирующее положение – 11 из них попали в рейтинге в число 25 ведущих школ. Наталья Эйдельман
|