Преподавателей российских школ обвиняют в том, что им неведомо, по каким законам строится бизнес. Предприниматели зачастую им не доверяют. Кем должен быть преподаватель МВА - блестящим теоретиком или подкованным практиком? Школа бизнеса в России становится главным институтом формирования мировоззрения среднего класса. Для успешного предпринимательства важно обладать не только знаниями, но и четко понимать суть бизнеса, который, в свою очередь, диктует определенные требования и к тем, кто практикует, и к тем, кто учит бизнесу. Поэтому многое зависит от преподавателя. Кем он должен быть больше – академиком или практиком? Делиться не только знаниями, но и опытом, а в идеале – еще и бизнес-контактами – вот приоритетная задача преподавателя школы MBA.
Знаменитая гарвардская матрица преподавания объясняет психологические трудности, с которыми сталкивается традиционный преподаватель при переходе в бизнес-школу. Это квадрат, разбитый на четыре секции. В верхнем левом углу – неопытный молодой преподаватель университетских дисциплин. Далее он приобретает опыт и опускается на одну секцию вниз – становится блестящим преподавателем-традиционалистом. Студенты с радостью посещают его лекции, он для них гуру. Далее новый рубеж – нужно перейти в правую секцию, чтобы стать преподавателем бизнес-школы. В этой аудитории совсем другие требования. Например, замолчать. Ведь менеджерам не нужны лекции, они хотят активной работы, диалога. Этот уровень сопровождается более высокими нервными нагрузками, педагогу приходится отказываться от своих лекционных наработок, накопленных годами. Так проходят два-три года, спустя которые происходит смещение преподавателя в правый верхний сектор квадрата. Только те, кто доходят до этого уровня, могут считать себя блестящими преподавателями бизнес-школы. Критика в адрес российских бизнес-школ продолжает поступать. Основывается она на сравнении с общемировыми стандартами. Подавляющее большинство российских преподавателей, в отличие от западных, не умеет обучать по кейсам, которые являются основой обучения. Помимо этого у российского бизнес-образования есть еще и проблема недопонимания с бизнесом. Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента: «Если первый отталкивается от еще не изжившего себя советского академизма, то второй – от абсолютного прагматизма, как здесь и сейчас заработать больше денег. Когда мы преодолеем эту проблему, тогда и получим цивилизованный альянс, как это случается на Западе». Как прийти к единству двух противоположностей? Сергей Мясоедов, ректор ИБДА РАНХ и ГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования, предполагает, что проблема решится, когда в бизнес-образовании появится больше преподавателей-кенгуру – тех, кто и выступает хорошо, и прикладные исследования ведет, и консультирует компании, то есть ведет реальную практику.
|