Вы покидаете теплое место и идете в бизнес-школу - за дипломом и… долгом за обучение в $100 000. Логично, что счастливый обладатель степени MBA займется консалтингом или инвестиционным банкингом, получив должность с шестизначным окладом. Но вы, на удивление всем, решаете открыть собственное дело. Вы не одиноки. Все большему количеству выпускников MBA приходит в голову та же мысль. Отчасти это связано с отражением успеха в секторе экономики. Немаловажную роль играют сами бизнес-школы. В последнее время они развернули активные действия: объявляют конкурсы бизнес-планов, награждая лучших студентов средствами на начало бизнеса. Помимо этого, они включили проекты стартапов в основной учебный план. В Harvard Business School набран целый курс из 900 человек, которые в группах по шесть человек разрабатывают и запускают микро-предприятия. Стартовым капиталом снабжает школа. В то же время исследование Graduate Management Admission Council показало, что из 5366 студентов лишь 5% планируют начать бизнес . Каков же усредненный портрет новоявленного предпринимателя со степенью MBA? Как утверждает GMAC, это мужчина (78%) старше 30 лет (59%). По типу программы будущие предприниматели распределились равномерно: 27% завершили двухгодовую full-time MBA программу, 28% учились на годовой full-time, 25% – part-time MBA, 15% – executive MBA. Самым привлекательным для молодых предпринимателей является сектор продаж и услуг (37%), показало исследование GMAC 2011 года. На втором месте сфера консалтинга (20%) и технологий (17%). 7% начинающих бизнесменов планируют стартовать в области финансов и бухгалтерского учета, 6% – в обрабатывающей промышленности, энергетике и коммунальных предприятиях, 5% – в здравоохранении, и только 2% – правительственном и некоммерческом секторе. В этом же исследовании отмечается, что студенты, планирующие открыть свое дело, чаще проявляют лидерские качества. Умение выбирать направление, вдохновлять окружающих и способность рисковать, высокий уровень инновационного потенциала отличают потенциальных предпринимателей от наемных менеджеров. Большинство выпускников уверены, что главной мотивацией для открытия своего бизнеса является страстная увлеченность или любимое занятие. Для выпускников part-time MBA программ мотиватор №1 – возможность принимать решения самостоятельно и планировать свой день. Также важную роль играют увлеченность делом и энтузиазм. Выпускники executive MBA рассчитывают увеличить прибыль. Кроме того, они чувствуют ответственность перед обществом и желание помогать. Принимая решение открыть дело, студенты в последнюю очередь думают о том, что надо поддержать традицию и продолжить семейный бизнес. Это оказалось наименее важным мотивирующим фактором.
|