Появление нишевых программ MBA вызывает яростные споры между их сторонниками и противниками. Среди бизнес школ нет единого мнения относительно специализированных программ MBA. «Программа МВА, по определению, дает квалификацию в общем менеджменте и мы не уверены, что имеет смысл предлагать эту степень со специализацией в чем-либо», - настаивает Саймон Стокли (Simon Stockley), профессор Imperial College Business School, Лондон. Однако многие считают, что если кандидат приобрел достаточный опыт работы в отрасли и знает, что будет в ней развиваться и дальше, то он вполне может получить специализацию на программе МВА, обучаясь у экспертов, которым знакомы как практики общего менеджмента, так и уникальные особенности выбранной отрасли. «В каждой сфере есть люди, которые обладают прекрасной квалификацией и хотят идти вперед в ее рамках, и специализированная степень МВА поможет им в развитии карьеры», - заявляет Владимир Нанут (Vladimir Nanut), профессор MIB Management School в Триесте, Италия. Противники этой идеи утверждают, что основная цель программ МВА состоит в том, чтобы обучить студентов бизнесу в целом, разнообразным подходам, а также расширить карьерные горизонты для выпускников. Они не понимают, зачем ограничивать свои возможности. В последние годы появляется все больше специализированных программ МВА, в том числе MBA в сфере виноделия в Bordeaux Management School, в области футбола в University of Liverpool и в сфере нефтегазового управления в Aberdeen Business School при Robert Gordon University. Отчасти распространение специализированных программ MBA вызвано необходимостью поиска новых подходов и увеличения разнообразия. Сфере MBA уже более 100 лет, и, учитывая, в частности, нестабильность финансовой и банковской сфер, деканы и организаторы программ пытаются предложить новые способы подготовки следующего поколения деловых лидеров. Но ошибочно считать, что рост специализированных программ МВА масштабен. Хотя сложно определить точные цифры, пока их посещает только небольшая часть студентов. Гораздо больше учащихся выбирают традиционные программы МВА. Разногласия
Появление нишевых программ MBA вызывает яростные споры между их сторонниками и противниками. Алан Лемперер (Alain Lempereur), профессор по переговорам и посредничеству в ESSEC Business School Париж-Сингапур, подчеркивает, что специализированные программы МВА важны для студентов, четко представляющих себе, в какой отрасли они хотят развиваться. «Участники специализированных программ МВА изучают основы менеджмента, как на традиционных курсах, а также специфику выбранной отрасли», - говорит он. Многие бизнес школы отказываются принимать концепцию специализированных программ МВА. Профессор Альфонс Сауке (Alfons Sauquet), декан ESADE Business School в Барселоне, считает, что ценность программы МВА заключается в общем подходе к менеджменту, когда участники получают представление о корпорации в целом. Все ведущие программы МВА предлагают факультативные курсы, которые студенты могут выбирать в соответствии со своими интересами. «Благодаря курсам по выбору на программе МВА учащиеся могут сделать акцент на определенной области, составить расписание в соответствии со своими потребностями, в зависимости от опыта и целей на будущее, - говорит Сауке. – В итоге у них будет такое же четкое представление, скажем, о финансах, как и о стратегии». Специализированные магистерские программы
Альфонс Сауке считает, что специализированные магистерские курсы имеют полное право на существование, но они не направлены на студентов MBA, так как «развивают специфические навыки и знания в таких областях, как маркетинг, операции и финансы, и подходят тем, кто намеревается стать функциональным менеджером, а не лидером организации». Дэвид Бах (David Bach), декан программ IE Business School в Мадриде, утверждает, что на программах МВА важен индивидуальный подход, а не специализация: «Акцент на общем менеджменте несовместим с идеей специализированной программы МВА, поэтому мы их не предлагаем и не поддерживаем. Однако у студентов IE International MBA есть возможность сделать обучение более индивидуальным, выбрав из более 80 факультативных курсов». У участников двухлетних программ в ведущих школах США, таких как Stanford University Graduate School of Business, есть время провести самоанализ и тщательно изучить ключевые предметы до того, как на втором году обучения они получат специализацию в выбранной области. «Мы думаем, что студентам, изучающим менеджмент, в будущем придется разбираться в целом ряде областей. Поэтому мы даем им возможность работать с лучшими студентами в других сферах и, тем самым, научиться мыслить более широко», - заявил декан Stanford GSB Гарт Салонер (Garth Saloner). Однако гораздо важнее не то, что думают относительно традиционных и специализированных программ MBA представители школ, а то, как к ним относятся потенциальные работодатели. Некоторые крупные фирмы поддерживают возможность специализации. Например, по заявлению PricewaterhouseCoopers, «в борьбе за должность консультанта преимущество получают выпускники MBA со специализацией в сфере финансов». Ведущий российский инвестиционный банк «Ренессанс Управление Инвестициями» также отдает предпочтение финансистам, в частности, экспертам по корпоративным финансам, но для этой компании гораздо важнее, какую школу окончил соискатель. «В России растет ценность степени МВА, полученной в хорошей школе, - отмечает бывший глава банка Андрей Мовчан, - но едва ли работодатели делают акцент на специализации. Им важнее, в какой школе получена степень. Между обычным учебным заведением и ведущим большая разница». Вывод таков: хотя рынок MBA активно развивается, работодателям еще предстоит осознать ценность специализированных программ. Пока же ключевым критерием остается уровень школы. И судя по всему, в ближайшее время будет главенствовать бренд.
|