Лекцию проводит Журавлёв Игнатий Владимирович - к.псх.н., врач-психиатр, ст.н.с. отдела психолингвистики Института языкознания РАН
Лекция 1 (1ч 20 мин) Данная лекция посвящена расстройствам мышления. В начале лекции
рассматриваются общепсихологические теории мышления. Признаки мышления
по Вундту. Вюрцбургская школа мышления. Мышление в
культурно-историческом и деятельностном подходах. Теория установки.
Далее разбираются классификации расстройств мышления. Психиатрическая
классификация: расстройства мышления по форме и по содержанию.
Классификация Зейгарник: операциональные, динамические и мотивационные
нарушения мышления. Рабочая классификация расстройств мышления. Первая
группа - нарушения мотивации: выпадение мотива (мутизм, эхолалия),
искажение мотива (разноплановость мышления, резонерство, паралогическое
мышление, разорванное мышление). Опыты Странского.
Лекция 2 (1ч 08 мин) В начале лекции резюмируются основные характеристики первой группы
расстройств - мотивационные нарушения мышления. Нарушения
коммуникационного компонента мышления. Утрата единства и смысла
мышления. Далее рассматривается вторая группа расстройств мышления -
нарушения целеобразования: ускорение мышления и скачка идей, замедление
мышления и депрессивный мутизм, закупорка мыслей (шперрунг). Третья
группа расстройств - нарушения целенаправленности мышления. Основный
механизм - персеверации. Расстройства данной группы: персеверации,
обстоятельность мышления, навязчивости. Критерии навязчивостей. Виды
навязчивостей.
Лекция 3 (1ч 20 мин) В продолжение темы расстройств мышления в данной лекции рассматриваются
нарушения субъективности мышления. Патологическое отчуждение и
патологическое присвоение. Сначала разбираются расстройства, относящиеся
к подгруппе отчуждения: прилив (наплыв) мыслей - ментизм и идеаторные
автоматизмы. Затем - к подгруппе патологического присвоения: сверхценные
идеи и бредовые идеи. Вторая часть лекции посвящена рассмотрению бреда.
Определение и критерии бреда по К.Ясперсу. Психоаналитическая трактовка
бреда.
Лекция 4 (1ч 25 мин) В данной лекции продолжается рассмотрение психоаналитической трактовки
бреда. Психотическая структура: параноидная и паранойяльная структура.
Далее разбираются два структурных варианта бреда, соответствующие
психотической структуре, и их основные характеристики:
несистематизированный (параноидный, чувственный) и систематизированный
(паронойяльный, интерпретативный) бред. Примеры и описания случаев
бредовых расстройств. Кристаллизация бреда. Этапы кристаллизации бреда
по К.Ясперсу: бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовые
представления, бредовое осознавание. Динамика бреда. Этапы чувственного
бреда: бред значения, бред инсценировки, бред интерметаморфозы. Этапы
систематизированного бреда: формирование бредовой системы, ее
усложнение, стабилизация и распад.
Лекция 5 (1ч 18 мин) В рамках данной лекции рассматриваются основные бредовые синдромы. (1)
Паранойяльный синдром: систематизированный бред, обстоятельность
мышление, бредовое изменение личности. Паранойяльный синдром в рамках
шизофрении. (2) Группа параноидных синдромов с малосистематизированным
или чувственным бредом: аффективно-бредовой синдром
(маниакально-бредовой и депрессивно-бредовой), галлюцинаторно-бредовой
синдром, параноидный синдром. (3) Парафренный синдром: сочетание
фантастического бреда, психических автоматизмов, галлюцинаций и
изменения аффекта. Систематизированная и конфубаляторная парафрения.
Затем подробно разбирается синдром Кандинского-Клерамбо (синдром
внешнего воздействия, или психического автоматизма). Критерии состояния
пациента, обусловливающие добровольную и недобровольную госпитализацию.
Составляющие синдрома Кандинского-Клерамбо: бред воздействия
(чувственный или систематизированный), галлюцинаторные расстройства
(псевдогаллюцинации), психические автоматизмы.