В деловом партнере все должно быть прекрасно: и костюм, и бизнес-план, и… письма. Каково состояние современной культуры официально-деловой переписки, рассказала Ирина Михалкина, доктор педагогических наук, академик МАНПО. Сегодня существует тенденция вытеснения наших национально-культурных особенностей западными стандартами письменной деловой речи. Нередко люди, владеющие английским языком, переносят фразы из "прямых переводов" в письма на русском языке. Фразы получаются иногда на первый взгляд красивыми, но не русскими по порядку слов, смешению официально-деловой и разговорной лексики. Приведу примеры из реальных писем: Можете ли Вы быть настолько любезным, чтобы передать слова нашей благодарности господину Бергеру за ту очень хорошую работу, которую он проводит. С нетерпением жду случая возобновить наше знакомство в будущем. Мы все сильнее ощущаем спрос на промышленные ткани, имеющие хорошие свойства сохраняться от износа и противостоять коррозии в заводских условиях. Мы уверены, что эти станки прекрасно удовлетворят Ваши требования. Были бы Вам обязаны, если Вы исполните наш заказ в ближайшее время. Два месяца тому назад мы выслали Вам счет и интересуемся, когда Вы собираетесь оплатить. Вышеупомянутый заказ только что был нам доставлен и, к сожалению, мы должны сказать, что качество товаров ниже Вашего обычного стандарта. Мы уверены, что поймете наше разочарование. Мы должны срочно просить Вас предоставить нам без промедления товары, заказанные нами.
Еще мои наблюдения позволяют сделать вывод о том, что сегодня в деловой переписке существует тенденция сокращения объема формул речевого этикета и некоторое усечение используемых формул данного вида. Например, все чаще и чаще при выражении благодарности используется короткая фраза типа "Спасибо за письмо / за информацию / за товар / за поставку / за счет". Правда, я должна отметить, что это характерно для компаний, в которых еще не сформировался высокий уровень корпоративной культуры, у которых нет фирменного стиля общения и осознания каждым сотрудником, что он является носителем этого стиля, творцом имиджа компании.
|