В России на три тысячи человек приходится одна аптека. Это один из самых высоких показателей в Европе. Конкуренция на фармацевтическом рынке в нашей стране очень высока, крупные предприятия становятся сильнее, поглощая более мелких противников. Аптечный бизнес развивается по своим законам. У него есть специфические механизмы, от которых зависит его успешность. Сейчас самые крупные сети с годовыми оборотами в десятки миллиардов долларов принадлежат американцам. У европейских фармацевтов эта сумма ограничивается несколькими миллиардами долларов. Российские игроки о таких прибылях пока могут только мечтать. Пока Россия располагает примерно 53 тысячами аптечных учреждений, многие из которых входят в брендовые сети. Каждая аптечная точка в среднем по России проводит продажу товара ежемесячно на 11-13 тысяч долларов. По крупным городам объемы продаж превышают в два-три раза от среднего. Разница существенна и между мелкими, средними и крупными аптечными сетями. Так статистика показывает, что одиночные аптечные предприятия дают в месяц объем продаж примерно 9-10 тысяч долларов, аптечные учреждения мелких и средних сетей дают оборот равный примерно 13 тысячам долларов, а по крупным сетям каждое учреждение приносит более 30 тысяч долларов от продаж. При этом следует отметить, что чем выше объемы продаж в крупных сетях, тем значительнее в них процент нелекарственных форм и парафармацевтики. В брендовых сетях примерно 60% объема продаж приходится на лекарственные формы, 30% составляет товары парафармацевтики, остальное – это БАДы и другие нелекарственные формы. Учитывая, что наценка на ГЛС в России примерно 30%, а на БАД и парафармацевтику в пределах 40%, то это дает значительную долю прироста, как в обороте, так и в прибыли. Поэтому многие малые аптечные формы, чтобы выжить выбирают франчайзинг, хотя при этом приходится несколько отказаться от своей самостоятельности, но в то же остаться тем же собственником и продолжать руководить. Если рассмотреть ситуацию аптечных сетей в России, то можно выявить, что ежегодно идет расширение доли брендовых сетей, сейчас она занимает примерно 60% от общего рынка аптечных учреждений. В мировой практике есть примеры, когда развитие аптечных сетей законодательно не ограничиваются – это США и Великобритания, тогда и темпы роста аптечного бизнеса значительно опережают другие страны. В России ситуация несколько иная. За последний год были вынуждены закрыться примерно 25% аптечных учреждений различной форм собственности, несмотря на то, что примерно в 28 регионах ощущается их недостаток. В основном уходят с рынка одиночные частные аптечные учреждения. Но это место быстро заполняют другие уже под новой вывеской. Смена декораций происходит весьма динамично. Для аптечного учреждения большую роль играет его месторасположение, размер и качество помещения. При удачном исполнении этих показателей можно добиться высоких объемов продаж. Аптечные сети в России представлены более 40 игроками. Каждый аптечная сеть охватывает свою географическую нишу и сферу влияния. Ее можно подразделить на национальные – это 3,1% от общей структуры сетей, межрегиональные – 8,9%, региональные сети – 8,4%. Существуют, также локальные сети и одиночные точки, они занимают 79,6%. Самые крупные аптечные сети на российском рынке – это региональная сеть «A5 Group», имеющая 1371 аптечных точек; далее следует национальная аптечная сеть «Аптеки 36,6» ей принадлежит 979 точек; межрегиональная аптечная сеть «Имплозия» имеет 741 аптечную точку. К наиболее крупным сетям относятся также «Алфега Аптека» имеет 720 точек; «Ригла» ей принадлежат 694 учреждений и ряд других сетей. Интересно отметить, что хотя количество аптечных учреждений в сети играет свою роль в объеме общей выручки, но не всегда. Так, например, сеть «Ригла», имея почти вдвое меньше аптечных точек, чем «A5 Group» по размерам розничных продаж за 2011 год занимает лидирующее место, что конечно подчеркивает правильность выбранной ими стратегии ведения бизнеса. В последнее время в аптечных сетях проявляют особый интерес к формату дискаунтеров. Стали открываться специальные аптечные точки, рассчитанные на потребителя с невысокими доходами. Некоторые сети развивают мультиформаты, которые объединяют в себе, как дискаутеры, так и аптечные пункты премиум-класса и класса люкс. Дальнейшее развитие аптечных сетей определит целесообразность внедренных форматов в каждом конкретном случае. Но процесс объединения и укрупнения в ближайшие годы будет продолжаться.
|