Торговля плавно перемещается в интернет. Часть магазинов открыли онлайн-версии, несметное число ведет торговлю исключительно в сети. Одежда, техника, книги, продукты… купить можно практически все. А вот фармбизнес в сети представлен слабо. В реалиях и перспективах разбирался управляющий группы OBL-Pharm Андрей Младенцев. Лекарства – это такая штука, которую вам продает в неброском помещении под вывеской «Аптека» тетушка-провизор в белом халате. Точка. Даже за последние годы здесь мало что изменилось. Онлайн не в почете. Никто не знает, что за люди сидят в этих аптеках, как они хранят товар и реагируют на заказ. Торговля лекарствами в интернете внушает россиянам если не суеверный страх, то устойчивое недоверие. И участники фармбизнеса пока не слишком преуспели в ломке этого стереотипа. В то же время ни секунды не сомневаюсь: будущее аптек именно в сети. Только задумайтесь, какие бизнес-возможности открываются перед создателем лекарственного гипермаркета, предлагающего потребителю широкий ассортимент препаратов по доступной цене. О том, чтобы кто-то в России стремился создать аптечный аналог Amazon (или хотя бы «Озон»), мне неизвестно. Местные интернет-аптеки, по личным наблюдениям, пока слабо используют даже свои естественные преимущества, главное из которых – информация. Сам я занимался интернет-аптеками, когда работал в группе «Восток». Признаюсь, большего наслаждения в жизни не испытывал. Передо мной была база из 260 тысяч клиентов, и про каждого из них было известно, что и когда он покупал. Это же уникальные данные о потребителях, маркетинговое сокровище! Помню, как-то девушку из колл-центра довел до слез крикливый клиент. Я посмотрел базу, быстро нашел его и сразу понял причину агрессии: человек не смог купить у нас антидепрессантов, которые в обычное время принимал регулярно. Ему требовалась помощь, а девушка об этом ничего не знала. Кстати, всегда считал, что от колл-центра, обременяющего бюджет, в правильно организованном интернет-магазине со временем можно отказаться. 75% клиентов так или иначе узнают о лекарствах в сети, хотя многие по привычке предпочитают звонить, а не оформлять заказ на сайте. Очевидно, что интернет избавляет вас от дорогих торговых площадей и не менее дорогой армии продавцов. Высвобождаемые таким образом средства можно направить в логистику и закупки. При желании склад вместит все, что угодно, и это позволит выстроить достойную ассортиментную матрицу. Интернет-магазин должен удовлетворять потребности даже самой взыскательной публики. Современный маркетинг учит тому, что товарные группы следует объединять в ментально близкие клиенту темы. В этом смысле тренажер и парацетамол не так уж трудно представить в общей категории healthcare. Если, продавая лекарства, вы помогаете клиентам справиться с болезнями, то почему бы не предложить им заодно и здоровый образ жизни? Британская компания Boots наряду с фармпрепаратами, косметикой и, скажем, оптикой торгует игрушками и детскими автомобильными сиденьями, а их сайт, поражающий разнообразием ассортимента, даст фору самым крупным классическим аптекам, какие мы только можем представить. По-хорошему завидую тем, кто отважится предложить нечто подобное у нас в России. За спросом, думаю, дело не станет.
|