Риски в аптечном бизнесе высоки - сомнений в этом нет. Это касается не только мелких аптек, но и крупных компаний, лидеров рынка. И все же банкротятся аптеки не так часто. Даже государственные, две трети которых находятся на грани банкротства, продолжают работать. Так что ликвидация аптек в России, скорее, исключение, чем норма. Угроза разорения невелика, а вот оказаться на грани окупаемости – легко. Есть четыре группы угрожающих факторов, о которых должен знать руководитель аптечного предприятия. 1. Политико-правовой риск Здесь есть два аспекта. Во-первых, может измениться законодательство, регулирующее рынок лекарственных средств (в последние два года государство активно работало в этом направлении). Во-вторвх, изменения могут коснуться деятельности проверяющих и контролирующих органов. Речь идет не только о налоговой, пожарной инспекции, но и об органах, регулирующих рекламную и рыночную деятельность. Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая привлекает к ответственности фармацевтические и аптечные предприятия за нарушения при проведении рекламных кампаний, организации продаж и т.д. Например, компания «Пфайзер Интернэшнл ЭлЭлСи» была оштрафована за нарушение закона «О рекламе». А московское УФАС РФ оштрафовало сеть «Аптеки 36,6» на 200 тысяч рублей за нарушение закона «О защите конкуренции» при продажах одного из БАД и т.д. Конечно, одна аптека не может повлиять на политико-правовой фактор. Руководителю аптеки остается руководствоваться принципом «предупрежден – значит, вооружен» и регулярно проводить мониторинг рынка. Отчасти управлять этим фактором можно при объединении аптек и аптечных сетей в бизнес-сообщества. Тогда они могут начать диалог с властями и получить возможность внести изменения в законодательство и правила работы с организациями проверяющих структур. 2. Персонал Низкая квалификация, недобросовестность, неумение общаться с клиентами – главные проблемы, касающиеся персонала аптек. Они могут снизить продажи на 20-50%. Воровство, недостачи, плохой психологический климат в коллективе, миграция персонала к конкурентам неприятны, но не так сильно влияют на выручку. Отмечено, что «качество» персонала зависит от опыта работы руководителя аптеки. У тех, кто отработал в этом бизнесе 15 лет, проблем с персоналом меньше. Впрочем, не надо ждать 15 лет, чтобы решились проблемы с нерадивыми сотрудниками. Внешний и внутренний бренд также позволяет снизить количество проблем с персоналом. Когда клиенты и персонал оценивают бренд положительно, понимают, что аптека, в которой они работают, – престижное место, и ведут себя соответственно. 3. Поставщики Поставщики могут нарушить сроки доставки и комплектность товара, поставить товар ненадлежащего качества или, того хуже, поддельный. Еще большая опасность кроется в распространении «индивидуальных» прайсов: дистрибьютор формирует цены на лексредства, исходя из предпочтений аптек, личных симпатий, предпочтений, планов, нарушая тем самым правила честной борьбы. Чтобы снизить эту угрозу, надо разработать реестр альтернативных поставщиков. 4. Работа с потребителями Аптеки работают, как правило, с физическими лицами. Поэтому важную роль в процессе играет правильная реклама и ценообразование. Сегодня ценообразование имеет хаотичный характер и малоэффективно. Аналитики постоянно пугают аптечный бизнес уменьшением доходности, предсказывают, что часть сетей закроется, а риск банкротства вырастет. Даже страховые компании не хотят страховать риски аптек. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все в руках руководителя. От того, насколько умело он борется с негативными рисками, зависит успешность предприятия.
|