Звонит вам заказчик и приглашает в «маленький уютный офис». «Что там фотографировать?!» - ужасаетесь вы. Там же кроме мониторов и кулеров нет ничего! И действия никакого: сидят люди, работают… Вот вам несколько идей для нескучной офисной съемки. Внимание особо сомневающихся хочется обратить внимание на фильм Майка Джаджа «Офисное пространство». Любой офис – это целый мир, и если комедийный, в общем-то, режиссёр сумел рассказать нам увлекательную, чуть ли не детективную историю, то уж фотографу точно есть где «развернуться». Прежде всего, нас интересуют сотрудники. И хотя деловой портрет как таковой правильно отнести к студийной фотосъёмке, полноценно поработать с теми же руководителями мы вполне можем. Правильный студийный свет позволит дать некую долю «гламура», вот только оценят это единицы. Создать же руководителю требуемый образ имеющимися в распоряжении средствами – вполне в силах приличного фотографа. Каждая компания желает сегодня выглядеть солидно и респектабельно. Руководитель – лицо компании. Так называемая "американская модель" – даже если ты торгуешь кормом для попугайчиков на рынке, смотреться должен не хуже президента Майкрософт. Имиджевый бизнес-портрет заметно отличается от любого другого. В деловом портрете нужно подчеркнуть ряд вполне определенных черт характера, не акцентируя внимание на остальных. Начальник отдела маркетинга должен восприниматься именно деловым человеком, а не героем-любовником, например. От профессора ждут смелости мышления, блеска глаз, а кандидат в депутаты должен излучать уверенность и деловитость. Директор компании представляется (ну, помечтаем) умным, способным к принятию волевых решений. Проявить характер человека через фотографию – непростая, но интересная задача для профессионала. Пообщайтесь с моделью. Многие руководители подходят к фотографу, как штангисты к своему снаряду – с лихорадочным блеском в глазах, сжатыми кулаками, отважным прищуром. Предложите посидеть, пока вы готовитесь к съёмке. Поменяйте для вида пару объективов, протрите линзу – тяните время, пусть портретируемый хотя бы отдышится. Задавайте любые вопросы, слушайте ответы. Настраивайте человека на 15-20 минут интересной работы. Выбор поз и сюжетов зависит от задачи. Традиционные решения включают несколько беспроигрышных вариантов: лицо крупно (т.н. «под узел галстука»), поясной и ростовой портреты, фотографию в кресле. Эти сюжеты должны быть реализованы как в правом, так и левом развороте (последующий выбор зависит от того, какой стороне разворота или страницы картинка будет напечатана), а также анфас. Начинаем хулиганить. Не стесняйтесь гонять нашего директора по офису, стеснение тут неуместно. Если вам природная скромность мешает попросить коммерческого директора строительной компании покрутить глобус, то можете представить, каково было мне, когда я «играл в тетрис» двадцатью милицейскими генералами, выстраивая их для группового портрета или главкомом СВ РФ с многочисленной свитой. Смотрите по сторонам, в кабинете наверняка найдётся немало забавных штуковин, способных сойти за реквизит при фотосъёмке – те же глобусы, карты страны и города, чертежи, макеты зданий. На стенах висят дипломы и грамоты, в стеллажах выстроились статуэтки и кубки – используйте всё это. Попросите поводить указкой по карте – пусть директор поиграет в маршала Жукова; руководителя логистической компании уместно заставить покатать игрушечные машинки, а почётного строителя РФ – сложить для фотографа домик из кубиков. Не жалейте затвор – часть кадров уйдёт в брак (закрытые глаза, неудачная мимика), часть просто не понравится вам при внимательном просмотре. Пока что сохраняйте всё, кроме заведомого брака, дома выберете более тщательно. Отпустив измученного портретной фотосъёмкой руководителя на очередные переговоры, прогуляемся по офису. Дайте «привязку к местности», снимите сами помещения с наиболее выгодных точек. Здесь нам пригодится широкоугольник – не факт, что помещения по площади будут напоминать спортзал, а создать видимость простора надо. Разумеется, потребуется и стандартный объектив с ФР порядка 35-50мм., также желателен портретник (85-120 мм), в качестве которого на первых порах можно использовать в меру светосильный телевик. Не забудьте о внешней вспышке с возможностью поворота головки – в офисах обычно невысокие белые потолки, и работать вспышкой на отражение легко и приятно. Сама камера может быть любой – никаких экзотических требований к защищённости, разрешению и скорости съёмки нет; берите ту, с которой вам удобнее работать. Акцентируйте внимание на современном оборудовании, технике. Если вы работаете в проектном бюро, нет особого смысла снимать секретаря за монитором – рядом выстроился целый ряд цветных плоттеров, наличием которых коллектив очень гордится. Если вы недостаточно владеете вопросом, посоветуйтесь с заказчиком, что именно из технического оснащения имеет смысл показать на фотографиях. Ловите моменты! В офисе (в идеале, конечно) все заняты делом, а не перепиской в «одноклассниках». Принтер должен печатать, мониторы светиться, на столах будет органичен умеренный «творческий беспорядок», разумеется, не переходящий в бесконтрольный бардак. К вопросу «занятых делом». Однажды, во время съёмки в офисе крупной компании, я забыл снять с объектива поляризационный фильтр. Эффект обнаруживается забавный – в определённом положении фильтра «срезается» поляризованная составляющая и все мониторы гаснут полностью! Представьте себе фотографию огромного офиса – более полусотни заваленных документами рабочих столов, лица и спины программистов, снующие между столами курьеры с папками, склонившиеся над клавиатурами компьютерные гении – всё, как в жизни. И ни один (!) монитор не светится. Разумеется, я сделал и «нормальный» снимок с той же точки. Альтернативная версия привела руководство сначала в недоумение, потом в бешенство, и наконец, когда «фокусник Данилин» объяснил весь нехитрый механизм этого безобидного обмана, заказчики смеялись как дети, пообещав распечатать фотографию в формате 1х1,5м и заставить писать объяснительные записки всех запечатлённых. Жанровые сценки – основа нашей фотосессии. Грамотно комбинируйте постановку с репортажем. Попросите сотрудников передавать друг другу бумажки, погулять по коридору с папкой документов, склониться над графиком. Сам график, разумеется, должен быть оптимистичным, ломаная кривая пусть уходит по оси ординат в заоблачные дали, приводя конкурентов в священный трепет. Офис-менеджер с чашками кофе, коллектив отдела продаж делят карту мира, клиенты принесли букет в знак благодарности за ударный труд, представитель заказчика обсуждает план работ с главным инженером – да мало ли что можно придумать, если у фотографа есть фантазия, а у моделей – понимание. Режиссируйте, экспериментируйте, изобретайте. Очевидная, но забываемая вещь – фотограф работает не с техникой, а с людьми. Крайне важно наладить контакт, чтобы вам доверяли как профессионалу и симпатизировали как человеку. Не ленитесь общаться, не скупитесь на улыбки и комплименты. Превратите фотосъёмку из нудного процесса в увлекательную игру. Вымученные улыбки на картинках можно смело отнести в разряд брака – нужны чувства, действие, эмоции! Уделяйте внимание мелочам – фотограф должен уметь их видеть. Раскрытый ежедневник, расклеенные бумажки с напоминаниями, аккуратные ряды папок с технической документацией, руки с французским маникюром на розовой клавиатуре – эти картинки создают настроение, и даже если не будут использованы в рекламе, пригодятся для оформления, к примеру, корпоративного сайта. Это у авиаторов в песне «девушки – потом», фотографы мыслят иначе. Почти любой офис – это цветник, ярмарка невест. Вокруг вас полно симпатичных моделей, целыми днями изнывающих от скуки и ждущих праздника. Наладьте контакт, подмигните, шепните на ушко комплимент, и вы обзаведётесь десятком моделей, согласных помогать вам в вашей работе. Опять же, вы создадите настроение всей фотосессии, которое будет невольно передаваться всем присутствующим. Не будьте букой, дарите людям улыбки – это не только приятно всем, но и значительно помогает самой съёмке. Рассказывайте интересные истории, живо интересуйтесь происходящим. Хороший фотограф всегда немного артист – только так можно расположить к себе людей, в ответ получая столь нужные вам для полноценной работы эмоции: Бывает, что эмоции вы вызовете и помимо своего желания. Мне приходилось трижды за день карабкаться по пилону вантового моста, висеть на одной руке за ограждением стрелы башенного крана, обнаружить перетёртый страховочный пояс при съёмке военных учений с вертолёта, поймать блендой расплавленный металл, упасть на ходу с брони танка – ни царапины, тьфу три раза. Оперевшись в поисках удачного ракурса на самый безобидный офисный стол, я по-голливудски эффектно обрушил его вместе с техникой, документами и бутербродами на радость всего офиса. Жертв не было, разрушения были. Техника выжила; фотограф хромал, но по-прежнему улыбался, и ничто не может так верно растопить сердце женщины, как нуждающийся в лёгкой медицинской помощи и сочувствии мужчина. Надо ли говорить, что «расшевеливать» публику никакой нужды уже не было – глаза сотрудников столь неподдельно блестели, как будто всему коллективу подарили оплачиваемый полугодовой отпуск на Гавайях. Когда закончите съёмку, продемонстрируйте заказчику снимки на дисплее камеры – вы вполне можете забыть о чём-то важном, что обязательно следует показать. Спросите совета сами, людям нравится, когда интересуются их мнением. Недостающие сюжеты можно доснять тут же, а заодно и «переиграть» показавшиеся не очень удачными жанровые сценки. Творческий подход – совершенно необходимая составляющая мастерства фотографа. Как хороший писатель в своей фантазии не органичен временем и местом – все времена и страны доступны ему; так и для фотографа нет и не может быть никаких ограничений – в самом скучном офисе он должен уметь снять увлекательную историю о чём угодно. Основная идея, которая должна красной нитью проходить через всю съемку: офис – целый мир, коллектив единомышленников, занятых важным и интересным делом.
|