У природы нет плохой погоды, и снимки, сделанные в дождь, часто вызывают у зрителя сильнейшие эмоции. Правда, в такую погоду есть риск испортить аппаратуру. Как сделать отличные фотографии и сохранить технику? Можно начать словами о том, что иногда нам приходится фотографировать под дождём. От слов этих веет какой-то безысходностью, вот, мол, обстоятельства заставляют нас вылезать из теплых домов на улицу, плестись неизвестно куда, и снимать там что-то на ветру, промокнув до последней нитки. Например, вы хотели сфотографировать, как ваш малыш нерадостно пошёл в школу первого сентября, и с утра, как назло, лил дождь. Или, перед вашими глазами может возникнуть другое воспоминание, о том, как вы ездили в турпоездку, к примеру, в Питер, на пару дней, и питерская погода отнюдь не преподнесла сюрпризов, и всё было как всегда. После этого, всю дорогу домой вы удивлялись тому факту, что многие петербуржцы всё-таки умудряются выживать в таких экстремальных условиях. С другой стороны, в моей памяти ещё свежо воспоминание о том, как не так давно, я специально проехал почти тысячу километров на машине на Север и обратно, чтобы сфотографировать один заветный осенний пейзаж именно в дождливый день! Всю дорогу я молил Бога, чтобы дождь не прекращался, с тем, чтобы захватить лакомый кусочек именно такого вот осеннего настроения. Спрашивается, зачем? Значит, есть какая-то фотографическая значимость у такой погоды? Люди любят повторять, что у природы нет плохой погоды, но при этом никто не объясняет, как тогда называть то, что сейчас моросит за окном. Тут я позволю себе прибегнуть к аналогии, и сравню пейзаж с портретом. Изображённое на портрете лицо, кроме удачного освещения и намёка на наличие характера, выражает какое-то сиюминутное внутреннее состояние, переживание и настроение. И, внимание! Вот оно, чудо фотоискусства: изображённое на лице состояние, переживание и настроение передаются вам, как зрителю, рождая сопереживание в вашей душе. Фотография вызывает именно те эмоции, которые написаны на лице изображённого на ней человека. Вернёмся к нашим пейзажам. Всё то же самое можно отнести и к изображению природы. В отличие от натюрморта (буквальный перевод «мёртвая природа»), то, что мы снимаем, является природой живой, и не просто двигающейся и развивающейся, но и имеющей право на переживание каких-то своих внутренних состояний души, меняющей настроение час от часу и день ото дня, точь-в-точь, как молодая прекрасная барышня. Солнце и облака, гроза и радуга, дождь и снег, туман и роса, осень и весна, ветер и тишина – всё это различные проявления настроений Природы, и передавая их на своих фотографиях, мы подарим зрителю нечастую возможность чувствовать и сопереживать с ней уже на уровне общего духа. А в этом как раз и состоит основная цель любого искусства, и не только фотографического. Подробнее о прекрасной Даме нашего сердца мы поговорим позже, в главе «Пейзаж или пийзяж», а сейчас продолжим разговор о фотографировании во время дождя уже в другом аспекте. Есть у фотографирования в дождливую погоду и ещё одна прелесть. Когда вы были маленькими, наверняка обращали внимание на то, что мокрые камни и ракушки смотрятся гораздо красивее своих сухих «коллег». Будучи в детсадовском возрасте, многие из нас не раз облизывали красивые камушки, чтобы убедиться в правильности этой гипотезы. Понимаете теперь, к чему я клоню? Мокрые поверхности имеют более чистый и насыщенный цвет, причём относится это и к листве, и к траве, и к стволам деревьев и к асфальту и так далее. При этом, во время дождя, контраст освещения минимален, что позволяет передать цветовую гамму во всей своей красе! Так что из любой погоды можно вынести что-то интересное и подчеркнуть свойственное только ей. Однако, фотографирование таких вот расстроенных настроений природы может обойтись нам очень дорого: велика вероятность намочить фотоаппаратуру и закоротить какие-нибудь важные контакты внутри её. Если же ваша камера не несёт в себе никакой электроники, то тоже подождите радоваться – вода, попавшая внутрь объектива, тоже может причинить вам немало хлопот, сконденсировавшись впоследствии на линзах изнутри. Нижеприведённые советы, не раз опробованные на практике, помогут вашей фототехнике выйти сухой из воды. Первым делом, заступая на фотосессию в сомнительную погоду, я запасаюсь полиэтиленовыми пакетами различных размеров. Для чего я это делаю? Дело в том, что фоторюкзаки, фотосумки и кофры могут обеспечить защиту фототехники только от небольшого и непродолжительного дождя, заставшего вас в пути. Наилучшим образом с этой задачей справляются те из них, которые имеют специальные клапаны, прикрывающие застёжки-молнии от дождя (см. фото). Но с более сильным дождём и им справиться будет не под силу, поэтому в таких условиях я просто накрываю свой фоторюкзак большим целлофановым пакетом: это и дёшево и надёжно. Другой практичный вариант – недорогой китайский целлофановый плащ, который и весит немного, и укроет и вас и вашу аппаратуру от осадков. Наверное, прозвучит смешно, но если дождь захватил вас совершенно неожиданно, то лучше скинуть с себя последние одежды и завернуть в них беззащитную камеру: впоследствии вы высохните, и может быть, даже выздоровеете, а вот мокрая камера – вряд ли. Теперь поговорим, как фотографировать в дождливую погоду. Удивительно, но тут даже есть варианты. Во-первых, поскольку из-за плохого освещения в такую погоду чаще всего используют штатив, то рекомендую вам временно накрывать установленную на нём фотокамеру большим прозрачным целлофановым пакетом, и кратковременно приподнимать его только для замера экспозиции и на время самой съёмки. Этот метод уже многократно оправдал себя на практике. Не стоит отказываться и от использования обычного зонта. Правда, он вряд ли нам поможет, когда камера не находится на штативе (в этом случае нам просто не хватит рук), или во время ветреной погоды, когда управление зонтом становится сложнее управления самой камерой. Если нам предстоит более-менее длительная фотосессия, то вместо того, чтобы держать зонт в руках, его можно прикрепить прямо к штативу, но этот способ подходит только при недлинных выдержках и,повторяю, при отсутствии ветра, иначе штатив может опрокинуться. Для нашей цели лучше всего подходят те складные зонты, которые имеют ручку в виде крючка: при необходимости, их можно потом повесить на пояс, штатив или на ветку куста. Я советовал бы при более-менее серьезных дождливых фотосессиях в основном использовать штатив, который можно переносить с места на место вместе с установленной на нём фотокамерой, накрытой пакетом. Но что нам делать, если штатива нет? В таком случае нам придётся соорудить нехитрое, но очень полезное устройство – водонепроницаемый чехол. На всё про всё у нас уйдёт меньше минуты. Для этого мы оденем на камеру сзади прозрачный целлофановый пакет большого размера, соберём его горловину вокруг объектива, и плотно обожмём это дело ближе к концу объектива круглой офисной резинкой, причём, если надо, то обернём резинку вокруг объектива дважды. Затем, остатки горловины пакета отогнём назад и обожмём второй такой же резинкой: водонепроницаемый чехол готов! Важно, чтобы первая и вторая резинки были обжаты на одном и том же кольце объектива, например, на кольце фокусировки или зуммирования, чтобы не вносить помех в работу автоматики объектива. Такое устройство можно использовать с зеркальными и псевдозеркальными фотокамерами, короче говоря, с любыми, имеющими экспозамер через объектив. Поскольку камера в мокром пакете запросто может нечаянно выскользнуть из рук, то при переноске советую держать камеру за объектив, причём объективом вниз, чтобы обезопасить оптику от попадания капель. Таким образом, мы защитили от брызг корпус нашей камеры, и теперь остаётся только одно неприкрытое место – передняя линза объектива. Я думаю, что после прочтения главы о светофильтрах, вы уже поняли, что камера без защитного или другого фильтра чувствует себя как джентльмен без трусов. Тем более это заметно во время дождя или в снегопад. Тут я даже не рекомендую, а просто настоятельно требую соблюдать нравственную чистоту оптики и защищать объектив, ценой несколько сотен долларов, от воды и грязи каким-нибудь шестидолларовым фильтром. В случае попадания на фильтр заблудившихся капель, их можно вытереть мягкой впитывающей бумажной салфеткой. Такой же салфеткой мы обязательно протрём корпус камеры по окончании съёмки. Также очень полезным устройством защиты линз (и фильтра!) от капель является обычная бленда. Конечно, мы все привыкли использовать бленду исключительно в солнечную погоду, но надо же когда-то и отвыкать от вредных привычек. Под термином «обычная бленда» имеется в виду не фигурная бленда с вырезами, а самая простая, круглая. Бленда защитит объектив от капель дождя даже при порывах ветра. Как видите, все эти приёмы практичны, не требуют никаких затрат, и на их высокую надёжность можно положиться. Мы пока не говорили тут про использование дорогостоящих камер для подводной съёмки и подобных экзотических методах. Однако есть ещё один приём, кажущийся мне полезным и незаменимым в некоторых ситуациях: это использование одноразовых водонепроницаемых фотокамер. Тем, кого волнует качество снимка, даваемого этими камерами, скажу, что при изготовлении их объективов используются асферические линзы! В то же самое время, эти камеры, выпускающиеся всеми серьезными производителями фотоплёнок, относительно недороги (от $7 до $15). Поэтому в экстремальных условиях съёмки их не так жалко испортить, как дорогую фототехнику. Это относится не только к дождю, но и к съёмке в криминализированных районах или там, где снимать вообще нельзя: если такую камеру отнимут, то её будет не очень жалко. Но самым радикальным решением проблемы съёмки во время дождя могло бы стать использование специальных чехлов для съёмки в дождь, в которые целиком помещается имеющийся у нас фотоаппарат. Эти чехлы выпускаются такими фирмами, как например, Ewa-marine, SEA & SEA, Ikelite и другими, выпускающими оборудование для подводной съёмки и подходят к любому фотоаппарату – и к «мыльнице», и к «зеркалке», и к цифровым всех мастей. Подходят они, кстати, и к видеокамерам. Я не видел пока, правда, ничего подобного для сотовых телефонов со встроенной камерой, но думаю, что этот вопрос со временем тоже решится. И использование таких чехлов было бы действительно отличной идеей, если бы не кусающаяся цена таких устройств: от $50 и выше. Так что этот способ подойдёт только тем из нас, у которых уже есть такой чехол, купленный для подводных путешествий. Наконец, хорошей практикой при съёмке в экстремальных погодных условиях является использование объективов-гиперзумов. Дело в том, что в такую погоду замена одного объектива на другой напоминает собой почти акробатический трюк, поэтому лучше вообще избавиться от необходимости это делать. Если же вам всё равно приспичило поменять объектив, то лучше это делать, держа камеру байонетом вниз, и прикрывая её плащом. Вот, кажется, и всё о съёмке в дождливую погоду. Но нет, мы с вами всё-таки забыли кое о чём! Греясь дома в тепле и уюте, давайте всё-таки не обижать наших верных помощников: штатив необходимо достать, разложить и хорошенько просушить. Как и все остальные вещи, защитившие нас и нашу фототехнику от дождя. И тогда они нам с удовольствием послужат, когда мы в следующий раз соберёмся на мокрое дело. Источник: www.photo-element.ru
|