КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (28)

 

Статьи (0)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Бесплатные видеокурсы / Юриспруденция, право / Бесплатный видеокурс: Медиация – внесудебное урегулирование спора

Бесплатный видеокурс: Медиация – внесудебное урегулирование спора

Финансовое-образование.рф / Все публикации компании
С 1 января 2011 года вступил в силу закон «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)». О том, что такое медиация и какие существуют виды посредников для проведения досудебного примирения, рассказывает генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Владимирович Меренков.

Основные темы:
  • Примирительные процедуры с участием посредников
  • Третейский суд как вариант урегулирования споров
  • Омбудсмен – уполномоченный по правам
  • Что такое медиация?
  • Задачи медиатора
  • Почему стороны не могут урегулировать конфликт самостоятельно?

Медиация – внесудебное урегулирование спора 10:24 мин



Примирительные процедуры с участием посредников 

Здравствуйте, сегодня мы поговорим о медиации. У меня настоятельная просьба не путать медиацию и медитацию, это немножко разные вещи, хотя и то и другое необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя спокойно. Итак, немного про медиацию. Слово для России новое, тем не менее законодательно уже закрепленное. С 1 января 2011 года вступил в силу закон, подписанный Дмитрием Анатольевичем Медведевым, об использовании посредников для примирительных процедур – это не дословное название закона, но в Интернете вы всегда можете его найти и почитать.

Третейский суд как вариант урегулирования споров 

Для России вообще вопрос использования посредников для решения конфликтов – это вопрос многовековой. Если вспомните, в старые времена люди шли со своими конфликтами к уважаемым людям, которые помогали им найти выход из этой ситуации и при этом не поубивать друг друга. В частности сегодня существует несколько вариантов, не только в России, но и в мире, процедур внесудебного урегулирования споров.

Первое – это достаточно распространенные так называемые третейские суды. Третейский суд – это структура, которая организуется по желанию всех сторон, подписавших третейское соглашение, чаще всего она организуется либо в отрасли, либо в саморегулируемой организации, и суть ее очень простая. В третейский суд избираются уважаемые люди, являющиеся профессионалами в отрасли, которые выносят вердикт, исходя из своего понимания сути конфликта, проблем и специфики конкретной отрасли.

Основные преимущества: то, что это не публичная информация, то есть конфликт не выходит за пределы сообщества, решение принимают профессионалы именно в той сфере, к которой относится конфликт. И по значимости это решение приравнивается к решению суда первой инстанции. Соответственно, если какая-то сторона не согласна, она может на основании этого решения получить исполнительный лист, идти дальше, обжаловать и так далее. То есть это первый вариант: на сегодня и союзы, и Торгово-промышленная палата имеют третейские суды.

Омбудсмен – уполномоченный по правам 

Второй вариант, который в мире распространен, это так называемый омбудсмен. На русский язык это можно перевести как «уполномоченный по правам кого-то»: это может быть уполномоченный по правам детей, может быть уполномоченный по правам клиентов. В мире эта практика сильно распространена. В частности приведу пример немецкий и французский: у них в рамках страхового законодательства действует так называемый страховой омбудсмен – человек, к которому могут обратиться клиенты, которые считают, что их интересы нарушены, и в силу действующего законодательства омбудсмен защищает их интересы.

При этом до определенной суммы его решения обязательны для страховой компании. Выше определенной суммы страховая компания воспринимает решение как рекомендательное и дальше уже сама принимает решение – выплачивать или не выплачивать. Во Франции это сумма порядка 5000 евро, по Германии – порядка 3000 евро.

Количество дел, которые рассматриваются и там и там, зашкаливает за 20 000 обращений в год. Из них примерно 80 % удовлетворяется в пользу клиента без судебных разбирательств. Основные преимущества в том, что омбудсмен – это человек, разбирающийся в конкретной проблеме, в конкретном законодательстве, с которым очень сложно спорить, и он выступает на страже интересов клиента, зачастую за счет тех предприятий или организаций, к которым предъявляются претензии.

Что такое медиация? 

Наконец, медиация – это использование посредника для организации примирительной процедуры. Значит, основное ключевое слово «примирительной». Дело в том, что основная задача медиатора в процессе процедуры медиации – построить процесс таким образом, чтобы стороны: a) договорились, b) решение было принято, понято обеими сторонами, c) чтобы это решение было реалистично и исполнимо – это очень важный момент, d) – это решение конфиденциально, о нем знают только стороны, его принимающие, И наконец, f) решение принимается в той форме, которую стороны сами согласуют. То есть оно может быть устное, оно может быть письменное, оно может быть заверенное нотариально.

В силу действующего законодательства и традиций медиации, обращение к медиатору является добровольным волеизъявлением той и другой стороны, то есть, по сути, если две стороны понимают, что в рамках судебного разбирательства они могут не договориться, решение будет ущемлять интересы той или иной стороны, вероятность выигрыша оценивается 50/50, если стороны боятся огласки, если стороны хотели бы продолжать сотрудничество, после того как завершится процесс урегулирования конкретного спора, то медиация является для них единственным выходом.

Задачи медиатора 

Как происходит само действие? Стороны договариваются между собой, что они обращаются к медиатору. Медиатор – человек, не зависимый ни от той, ни от другой стороны, который помогает сторонам лучше прояснить последствия этого конфликта, лучше прояснить их интересы. Причем именно в медиации разделяют позицию, то есть сторона заявляет: «Я считаю, что он мне должен деньги», – это позиция, а интересы могут чаще всего немножко отличаться. То есть: я, конечно, хочу, чтобы он вернул мне деньги, но при этом я хочу и продолжать дальнейшее сотрудничество, и чтобы мой имидж не пострадал.

И вот это задача медиатора – чтобы сторона прояснила свои интересы в первую очередь для себя, во вторую очередь изменила позицию, которую она озвучивает, и чтобы позиции как-то сошлись. Следующий момент в рамках процедуры медиации – это то, что медиатор старается убрать эмоциональный фон, потому что очень часто люди, находящиеся в конфликте умудряются друг другу наговорить столько гадостей, что потом уже не важно, о чем конфликт, важно, что ты мне наговорил гадостей, а я наговорил тебе. Так вот задача медиатора – прояснить отношения и, перефразируя слова обеих сторон, убрать вот этот эмоционально-негативный фон и перевести от эмоций в логику.

Наконец, последняя задача медиатора – это добиться того, чтобы каждая сторона в результате решения конфликта и подписания медиативного соглашения выиграла. Причем очень часто выигрыш бывает не только в получении конкретных денег, а выигрыш бывает многосторонний. То есть сторона, помимо того, что она получает деньги, может что-то еще получить дополнительно, а другая сторона, заплатив деньги, получает не только возможность расплатиться по обязательствам, но и взамен получает что-то от первой стороны.

Почему стороны не могут урегулировать конфликт самостоятельно? 

Есть одна проблема, почему стороны сами не могут договориться. Казалось бы, логично, зачем посредник? Встретились, договорились, обсудили, пришли к выводу. Есть такой анекдот: профессор выступает перед аудиторией и говорит: «В конфликте есть 3 стадии: первая стадия – это недовольство, потом раздражение, потом агрессия. Сейчас я вам это покажу». Берет трубку телефона, набирает номер и говорит: «Здравствуйте, мне Васю». Ему говорят: «Вы знаете, здесь Васи нет». «Вот вы видели стадию недовольства: человек недоволен, что я ему позвонил». Кладет трубку. «Сейчас вы увидите стадию раздражения», – снимает трубку, нажимает «повторить», берет тот же человек, профессор говорит: «Здравствуйте, мне Васю». Он говорит: «Знаете, Васи здесь нет!». Он кладет трубку, говорит: «Вот вы видели стадию раздражения. Сейчас вы увидите стадию агрессии». Поднимает трубку, набирает «повторить», берет тот же человек, он говорит: «Здравствуйте, мне Васю». Человек в гневе: «Нет тут Васи, я вам уже сколько раз говорил – нет тут Васи». Он говорит: «Вот вы видели стадию агрессии». Студент поднимает руку и говорит: «Профессор, вы знаете, я вам сейчас покажу четвертую стадию конфликта, это стадия аффекта». Он говорит: «Это как?». Студент: «Ну, пожалуйста». Нажимает «повторить», берет тот же человек, он говорит: «Здравствуйте, это Вася. Мне никто не звонил?».

И вот в конфликте очень часто, когда человек поднимается по стадиям от состояния недовольства до состояния аффекта, в состоянии аффекта он уже видит только один вариант решения – это свой собственный. Задача медиатора – помочь человеку по эмоциональным стадиям опуститься до стадии недовольства и уже на это стадии разобраться, что ему действительно нужно и чем они с конфликтующей стороной могут быть друг другу полезны.

Если рассматривать вопрос различия деятельности медиатора и омбудсмена, то первое различие – в России омбудсмены есть только по правам человека и по правам ребенка, то есть в бизнес-среде омбудсменов нет, просто не к кому обращаться. Второе различие – омбудсмен в этой ситуации выступает на стороне слабой стороны, поскольку чаще всего омбудсмен выступает в конфликтах между физическим лицом и государством, физическим лицом и организацией, то есть он как бы усиливает слабую сторону.

Медиация – это посредник, который никого не усиливает. Его задача – создать среду, в которой стороны договариваются. Соответственно, к нему обращаются тогда, когда хотят решить конфликт, но при этом каким-то образом сохранить хорошие или нейтральные отношения, чтобы как после решения суда не оставалось внутри осадка, что кто-то выиграл, кто-то проиграл. После медиатора такого осадка не остается.

Другие бесплатные видеокурсы
Все бесплатные видеокурсы, Курсы для юристов
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket