В суде мало знать нормы права, очень важно как ты говоришь и как ты выглядишь. Кстати, от внешнего вида тоже очень многое зависит. Именно поэтому, одной из проблем теории и практики процессуального права является разработка основ построения убедительной судебной речи и обучение этому искусству юристов. Ее актуальность определяется тем, что от убедительности речей сторон зависит эффективность судебных прений, способность юриста выполнить свою основную задачу.
Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей и защитников в суде заключается в том, что они не придают должного значения ораторскому искусству. Бывают случаи, когда судья сидит и откровенно зевает от «безумно интересного» процесса. На это обращал внимание еще Р. Гаррис: "Искусство речи, по моему глубокому убеждению, далеко не пользуется у нас должным вниманием, и в последние годы создалось какое-то нелепое обыкновение смотреть на него как на нечто второстепенное в судебной деятельности.
Но факты остаются фактами, и в большинстве случаев лучший оратор бывает и лучшим адвокатом, то есть ведет дело с большим успехом: Умение говорить есть обязанность адвоката, и чтобы усовершенствоваться в нем, не следует жалеть ни времени, ни труда. Умение говорить есть залог успеха, и чем лучше вы говорите, тем меньше соперников окажется вокруг вас на избранном поприще".
Следует отметить, что во все времена ораторов, в совершенстве владеющих искусством речи, было не так много, в том числе среди адвокатов, прокуроров и представителей других профессий. Неумение владеть ораторским искусством является одним из признаков профессиональной несостоятельности.
Как отмечал А. Ф. Кони, "в основании судебного красноречия лежит необходимость доказывать и убеждать, иными словами, необходимость склонять слушателей к своему мнению".
Для того чтобы склонить слушателей к своему мнению, убедить в правильности и справедливости своей позиции и доводов, на которых она основана, речь должна быть не только доказательной, но и убедительной по содержанию и форме.
Во вступлении нужно стремиться достичь следующих целей: вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием, установить со слушателями психологический контакт, расположить к себе, завоевать доверие, психологически подготовить их к восприятию содержания главной части речи.
Основная часть речи в суде строится с учетом позиции по вопросам, которые подлежат разрешению судом при постановлении приговора, решения.
Особенно важное значение имеет разработка следующих элементов основной части судебной речи:
1) изложение фактических обстоятельств совершения рассматриваемого деяния (фабулы дела); 2) анализ и оценка исследованных в суде доказательств и их источников; 3) разбор юридической стороны предъявленного обвинения, претензий; 4) характеристика личности подсудимого (в уголовных делах).
В заключении основная целевая установка направлена на то, чтобы окончательно убедить слушателей, сформировать у них внутреннее убеждение в правильности и справедливости позиции оратора, его доводов, доказательств.
По мнению Цицерона, "...все построение убедительной судебной речи основано на трех вещах:
доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону".
Не стоит забывать, что речь представителя в суде обеспечивает эффективное воздействие только тогда, когда она произносится не "по бумажке", а живо, свободно, экспромтом.
При произношении речи в суде особенно важна внутренняя убежденность в правильности и справедливости содержания речи психофизиологически обусловливает ее искренний тон, естественным образом выражающий подлинные мысли и чувства. Она вызывает эффект убеждающего внушения, сопровождающийся формированием у слушателей доверия к оратору, психологической предрасположенности к поддержке мнения оратора, согласию с его доводами.
И, конечно же, старайтесь выражать свои мысли ясно, коротко и просто.
|