В Закон об адвокатуре внесены заметные изменения. Они коснулись системы организации адвокатуры, формирования адвокатской корпорации в России. В результате, на наш взгляд, адвокатура стала открытым клубом, в который может вступить любой желающий. Обратимся к истории формирования адвокатского корпуса в России. До 2002 г. экзаменов при поступлении в адвокатуру в качестве обязательной закрепленной на законодательном уровне процедуры не проводилось. Существовавший тогда механизм «отсева» кандидатов при приеме на работу в качестве адвоката был несколько другим, чем сегодня. Непосредственно юридические консультации рекомендовали Президиуму коллегии адвокатов своих выдвиженцев для работы в консультации и, как правило, президиумы им в этом не отказывали. При этом отбор велся по трем направлениям и происходил на уровне самой консультации. Во-первых, в консультацию принимались родственники или знакомые уже работающих адвокатов. В этом случае неким гарантом «профессиональной вменяемости» претендента выступал адвокат-патрон. Во-вторых, консультация принимала стажеров, которые зарекомендовали себя во время прохождения практики. И в-третьих, отбор происходил из среды практикующих юристов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов других консультаций). Эти кандидаты уже обладали определенным «именем», и их профессиональные и моральные качества были известны членам юридической консультации. Как видим, на всех трех путях кандидаты проходили своеобразный фильтр, который можно условно назвать мнением консультации, и работал этот фильтр достаточно продуктивно. Однако не следует забывать, что все это происходило на фоне искусственного ограничения количества адвокатов в одном регионе. Большинство президиумов коллегий исходило из правила: сколько адвокатов «вышло», столько и «зашло». Это обстоятельство создавало подобие конкурса между кандидатами в адвокаты. Теперь действует принципиально иная система отбора кандидатов. Все лица, сдавшие экзамен, автоматически входят в адвокатскую корпорацию. Естественно, эта новая для адвокатов система требует «шлифовки» практикой. Так, по данным квалификационной комиссии по Волгоградской области, 90% кандидатов на получение статуса адвоката успешно сдают экзамены. Представляется, что адвокатскому сообществу необходимо выработать некоторые цензы с целью принятия в адвокатуру наиболее ценных претендентов. Условно такие цензы можно разделить на две группы: необходимые для допуска к квалификационному экзамену и сам квалификационный экзамен. Остановимся более подробно на первой группе. Цензы, необходимые для допуска к квалификационному экзамену. Действующий Закон устанавливает следующие условия для приема в адвокатское сообщество: образовательный ценз, наличие юридического стажа, отсутствие судимости и полная дееспособность. В принципе эти условия не являются новацией для нашей правовой системы. Действовавшее ранее Положение об адвокатуре в Российской Федерации 1980 г. содержало как минимум два из вышеназванных условий: наличие юридического образования и стажа работы по специальности. Сегодня отношение к условиям, установленным для допуска к экзамену на приобретение статуса адвоката, должно быть более внимательным и строгим. Рассмотрим подробнее их современное содержание. Юридическое образование. Адвокат как лицо, оказывающее квалифицированную юридическую помощь, должен обладать глубокими познаниями в юридической сфере. Данное качество закон признает за лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации «дипломированный специалист»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) «магистр».
Какой ступени необходимо достичь для поступления в адвокатуру? В соответствии с указанным Законом уже квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает кандидату право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, т.е. формально-юридически бакалавр тоже может стать адвокатом. Хотя Закон, устанавливающий это положение, действует с 1996 г., бакалавриат пока не прижился в российской высшей школе – на практике положение может измениться и крайне редко приходится сталкиваться с дипломом бакалавра. Однако вскоре эта проблема соотнесения диплома бакалавра с традиционным дипломом о высшем юридическом образовании станет актуальной. Как известно, Россия подписала Болонские соглашения, согласно которым высшее образование делится на три степени: бакалавр, магистр, доктор. Вскоре вся система высшей школы в России должна в обязательном порядке перейти на эту новую трехуровневую систему, после чего адвокаты столкнутся с претендентами на получение статуса адвоката, имеющими диплом бакалавра. Обратимся к опыту европейских стран по этому вопросу. В Англии вообще отсутствует формальное требование к кандидату о наличии у него высшего юридического образования, но обычное право сводит практически к нулю попытки лиц, не имеющих высшего образования, стать адвокатами. Претендент на занятие адвокатской деятельности во Франции должен иметь французское гражданство и диплом по специальности высшего учебного заведения (как минимум – магистра права). Самые жесткие требования к кандидату предъявляет законодательство некоторых кантонов Швейцарии. Так, ряд кантонов требуют для получения лицензии адвоката степени доктора права. Ни в одной из изученных нами национальных правовых систем де-факто в адвокатуру не допускаются лица, имеющие диплом ниже магистра. Представляется, что для занятия адвокатской деятельностью в России претендент должен обладать степенью как минимум магистра права. Это обосновывается хотя бы тем, что обучение по программе бакалавриата по количеству часов не соответствует традиционным программам обучения для высшего юридического образования, а именно предусмотренный ими объем юридических знаний исторически связан с понятием «высшее юридическое образование», необходимое для занятия адвокатской деятельностью. Необходимо изменить понятие «высшее юридическое образование» или в Законе об адвокатской деятельности сделать уточнения по этому поводу. Юридический стаж. Бесспорно, что будущий адвокат кроме теоретических должен обладать и практическими знаниями в области адвокатуры. Здесь можно выделить два критерия: место и время прохождения практики. Во всех странах юридической практике претендентов уделяется особое внимание. Например, в Германии данный этап является настолько важным, что законодатель даже пошел на отступление от принципа тайны вынесения судебного решения. При вынесении судебного решения в совещательной комнате там может присутствовать стажер. Зарубежное законодательство по-разному решает вопрос о том, где должна проходить адвокатская практика. В той же Германии выпускник юридического факультета университета должен в течение трех-четырех лет пройти стажировку в судах, у прокуроров и адвокатов. После сдачи выпускных экзаменов претендент на должность солиситора в Англии должен пройти двухгодичную юридическую практику в одной из солиситорских контор, и только после этой стажировки он принимается в корпорацию. Будущий английский барристер должен проработать в течение года в качестве ученика в барристерской конторе. В Швейцарии по общему правилу для того, чтобы стать адвокатом, необходимо иметь определенный стаж (от 2 до 6 лет) работы помощником у какого-либо адвоката или, как в некоторых немецкоязычных кантонах, при суде. Российское законодательство предусматривает широкий список работ по юридической специальности, дающих необходимый для приобретения статуса адвоката стаж. Главная идея законодателя ясна: занятие адвокатской деятельностью требует высшего юридического образования. Однако в некоторых случаях соблюдение этого требования может быть, мягко говоря, чисто формальным. Так, в стаж входит работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций. Получается, что лицо, работавшее юристом в какой-нибудь конторе «Рога и копыта», может стать адвокатом, лишь бы в документах этой организации было установлено, что для занятия должности юрисконсульта необходимо высшее юридическое образование. С другой стороны, в этот список не попала должность стажера адвоката, хотя Закон предъявляет к стажеру требование о наличии высшего юридического образования. К чему тогда институт стажерства в адвокатуре? Думается, что в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, следует зачитывать только работу в качестве помощника или стажера адвоката. Причем для исключения всех иных претендентов внесения изменений в действующее законодательство не требуется. Достаточно унифицировать практику квалификационных комиссий с целью заведомой отбраковки претендентов, не имеющих юридического стажа в качестве помощника или стажера адвоката. Остальные цензы – отсутствие судимости и полная дееспособность понятны и в общем не вызывают возражений. В российском законодательстве отсутствует специальный ценз, имеющийся в правовых системах большинства государств. Это требование о наличии у кандидата специальных теоретических знаний в области адвокатской деятельности. Будущий солиситор в Англии, уже получивший университетское образование, должен прослушать 9-месячный курс лекций в юридическом колледже и сдать экзамен. Получение статуса барристера схоже по форме с получением статуса солиситора. Претендент зачисляется в школу-гильдию и проходит в ней годичный курс. Кандидат в адвокаты во Франции должен пройти вступительный экзамен в Центре профессиональной подготовки. После этого он проходит там обучение в течение года. Обучение включает в себя теоретический курс и стажировку. Адвокатская деятельность – особый вид юридической деятельности, она требует дополнительных знаний. Сейчас, как и много лет назад, в большинстве вузов России студенты узнают об адвокатской деятельности вскользь на первом курсе при изучении такого предмета как «Правоохранительные органы». Наличие в вузах предмета «Адвокатура» является скорее исключением, чем правилом. Возможны два варианта выхода из сложившейся ситуации: ввести предмет «Адвокатура» во всех юридических вузах в качестве обязательной дисциплины или в рамках дополнительного образования. В изложенных соображениях нет идеи попытаться создать замкнутую адвокатскую корпорацию. Представляется, что грамотно составленные и применяемые цензы будут способствовать поддержанию и высокого профессионального уровня, и достойного общественного имиджа адвокатской профессии. В этом и только в этом их смысл.
|