Как пережить стресс на новой работе? Почему не у всех получается быть хорошими начальниками? Как помочь ребёнку влиться в школьную жизнь? На эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации человека на новом месте, ответила психолог ПКБ № 12 Екатерина Собчик. – Как справиться с сильным стрессом на работе, если, например, назначили на новую должность? Если силы остаются только на работу, и семья отходит на второй план? Екатерина Собчик: – Любая новая деятельность требует адаптации. Вы просто этот период адаптации ещё не прошли. Когда вы вникнете, наработаете какие-то стереотипы поведения, когда у вас будет определённый алгоритм принятия решений и вы войдёте в это русло, работа уже не будет требовать такого огромного напряжения, в том числе эмоционального. Если в новую работу с головой уходит мужчина, то ему стоит объяснить жене, чтобы она правильно поняла, что вы сейчас действительно нуждаетесь в поддержке, что вам тяжело и у вас период адаптации, чтобы она вас как-то поддержала. В этом вопросе есть один нюанс – это личные особенности. Дело в том, что есть люди, которые вообще не годятся для того, чтобы быть начальниками. Бывает, что человек мечтал о руководящей должности, а вот оно случилось – и вы, что называется, не тянете именно эмоционально. Это ни в коем случае не основание считать себя неудачником. Можно быть прекрасным специалистом, но не быть начальником. Это разные вещи. Начальствование требует и принятия жёстких решений, и специфического отношения к подчинённым. Не каждый это готов делать. – Сам процесс адаптации обычно сколько длится? Бытует мнение, что адаптация к новой работе занимает 3 месяца. Е. С.: – От 3-х месяцев до полугода. Люди все разные. Есть люди более адаптивные, есть – менее. Кто-то в силу своей инертности медленнее приспосабливается, а кто-то, наоборот, быстро входит в новую среду. Поэтому я бы сказала, что примерно через полгода можно почувствовать результат. Если его не будет, тогда надо думать о том, что именно роль начальника – не ваша социальная роль. – Современные дети осенью страдают от эмоциональных перегрузок, становятся плаксивыми, обидчивыми. Как можно помочь ребятам? Е. С.: – Школа у нас совершенно беспощадная, это правда. Детям действительно очень тяжело. Их надо щадить, жалеть, создавать им, можно сказать, оранжерейные условия, особенно в начале учебного года, когда они врабатываются. Любому человеку трудно три месяца ничего не делать, прыгать, радоваться жизни, а потом сразу – за уроки. Это для детей очень тяжёлый период. Поэтому важно помогать ребёнку – кормить витаминами, создавать положительный эмоциональный фон дома, не устраивать экзекуцию из делания уроков, пусть лучше получит двойку или тройку. Не должно быть репрессий. Всё-таки школа у нас достаточно репрессивная, а не свободная. Нельзя сравнить с западными школами, где ученик ведёт себя безобразно. У них там такая свобода, что любой ученик может одёрнуть учителя, любой ученик требует уважения к своим правам, и это становится уже огромной проблемой. По-моему, в Норвегии возникла такая проблема. Очень резко падает качество образования, дети говорят, что если им задали две задачи, это слишком много; то есть для них школа становится скорее институтом социальной адаптации, институтом обучения отстаиванию своих гражданских прав, но не тем местом, где они получают знания. А у нас знания вбивают, при этом понятно, что добровольно знания никто не получает, мы всегда стремимся идти по пути наименьшего сопротивления. То есть обучение – это определённая форма насилия, а учитывая специфику нашего менталитета и отсутствие уважения к личности, дети действительно оказываются в очень сложной ситуации. В ситуации давления, в ситуации фрустрации, в ситуации подавления воли. Поэтому хотя бы дома им надо создавать другие условия, чтобы ребёнок чувствовал любовь и уважение, чтобы у него радости какие-то были, чтобы он мог детскость свою ощутить. Это совет не только на осень, когда начинаются занятия в школе, а на всю жизнь. Просто осень рассматривается, как переломный момент. Потом понятно – втягиваются все, адаптируются, увлекаются отношениями, которые в классе формируются, и уже становится не так тяжело. А первые 2–3 недели в школе – это тяжело. По материалам "Аргументы и факты"
|