Сила, радость и внутренний покой, который приносит знание о своем предназначении на Земле, – всему этому мы можем научиться у древнего народа масаев.Что мы знаем о масаях? Удлиненные силуэты, задрапированные в красную ткань, живописные персонажи фильма Сидни Полл
ака «Из Африки» («Out of Africa», 1986), народ воинов и скотоводов… Сегодня у нас появилась возможность узнать об их духовных практиках и даже использовать их в собственной повседневной жизни. Антрополог Ксавье Перон (Xavier Peron) прожил несколько лет среди масаев, прошел посвящение, участвовал в ритуалах, и вот уже 30 лет поддерживает связь со своим духовным наставником из этого кенийского племени. «У масаев нет философских или религиозных догм», – подчеркивает Ксавье Перон. Подобно американским индейцам и даосам, они считают, что человек изначально связан с другими людьми, со своим окружением и высшей разумной силой, которую они называют Энк"Ай. Это богиня-мать, с которой каждый из живущих связан и сам по себе, и как часть человеческого сообщества. Энк"Ай посылает дождь, который помогает расти травам и деревьям, она также посылает испытания, предназначенные для духовного роста людей.
Каждый член племени ежедневно укрепляет свой дух, следуя пяти заповедям: преодолевать свои страхи; поддерживать связь со всем живым; не разделять себя и окружающее; извлекать опыт из испытаний; проживать то, что есть. «Эта ежедневная практика изменила мою жизнь, и поэтому я чувствую себя посланцем масаев на Западе, – признается Ксавье Перон. – Мне важно донести их послание о внутренней целостности и осознанности, этих двух главных слагаемых более справедливой и человечной жизни». Не идеализируя их культуру или образ жизни, мы можем подпитаться и вдохновиться их мудростью. Вот пять основ, на которых она зиждется».
Ильмао: принять двойственностьНазвание «масаи» восходит к слову «ильмао» – «близнецы», в котором скрыто знание о том, что все явления мира образуют пары дополнительных элементов. Как инь и ян даосизма, противоположности существуют, но не враждуют. Двойственность царит и во внешнем мире – таковы день и ночь, дождь и засуха, – и во внутреннем, где сталкиваются себялюбие и любовь к ближнему, страх и отвага… Отрицание двойственности – верный путь к страданиям и конфликтам с другими, считают масаи. Отсюда вытекает необходимость принятия двойственности мира и всех существ. Такой подход способствует терпению и благожелательности.
Практика- Определите своих внутренних близнецов. Разделите лист надвое и составьте список черт своего характера, сопоставив каждую из них с поведением, которое может вести к неудачам или конфликтам. Например, «щедрости» может соответствовать «непоследовательность» или «ожидание взаимности». Цель этого упражнения – подметить неоднозначность своих и чужих проявлений и отнестись к ним с большей снисходительностью.
- Приведите свои слова и действия в согласие, чтобы избежать противоречий, которые нарушают внутреннюю гармонию и отношения с другими людьми. Слова и действия должны стать близнецами. Масаи не допускают разницы между словами и делами, зная по опыту, что их полное совпадение – условие добрых и продолжительных отношений.
Энсипай: пребывать в радостиРадость для масаев не цель, а отправная точка. Это проявление живой связи с богиней-матерью, подательницей жизни. Радость родится из благодарности и в свою очередь усиливает ее. Масаи благодарят за пребывание в потоке бытия, за силу добыть себе пропитание, за возможность делить с другими невзгоды и удачи. Повседневному чувству радости способствуют также общие праздники, привычка не оставлять без внимания добрые события и чувство юмора. Пребывание в радости, считают масаи, это еще и
форма вежливости, это помогает хорошо себя чувствовать в общении. Если же возникает необходимость сообщить плохую новость, масаи помещают ее между двумя хорошими. Так ее легче принять тому, кому она адресована.
Практика- Выражайте каждый день благодарность за дары, которые вы получаете, какими бы незначительными они вам ни казались. Кто-то придержал перед вами дверь, невзначай улыбнулся вам, пригласил на обед… В свою очередь, и вы также дарите другим свое время и внимание, делайте комплименты, давайте советы, украшайте жизнь окружающих.
- Помещайте негативную мысль или действие между двумя позитивными, как это делают масаи.
- Соединитесь с энергией природы. Она позволяет нам чувствовать себя звеньями великой цепи жизни. Это как прислониться к дереву и затеряться взглядом в его шумящей кроне, почувствовать себя единым целым с ним и погрузиться в чувство покоя и внутренней силы – из этих двух частей и состоит радость бытия.
Озина кишон: принять страдание как дарМасаи убеждены, что без страдания не будет пробуждения: люди растут благодаря испытаниям, которые посылает Энк’Ай. И они благодарят богиню-мать за то, что она позаботилась о том, чтобы предоставить им такую возможность. Во время ритуала, который называется «завязать свое сердце», они затягивают на веревке (символе сердца) восемь узлов, обозначающих испытания, а затем развязывают их, что означает преодоление. Так они еще раз показывают, что все двойственно и нет другого способа избавиться от проблемы, кроме как признав, что она есть и принадлежит нам, и приняв на себя ответственность за то, чтобы разрешить ее.
Практика- Визуализируйте свои чувства, как это делают масаи. После ритуала с веревкой они представляют, как перемещают свои эмоции (страх, грусть, гнев, уныние, жажда мести) к себе в сердце и там сжигают их, превращая в чистую жизненную энергию, подобно тому, как алхимики в своих тиглях переплавляли свинец в золото.
- Поговорите с выпавшими на вашу долю испытаниями. Масаи разговаривают с ними так, как говорили бы с другом. Что ты хочешь сказать мне? В чем заключается моя ответственность? Следует ли мне подождать или начать действовать? Какое направление мне выбрать?
- Принимайте все ответы, которые спонтанно приходят к вам, без оценок и без цензуры.
Эуното: стать садовникомМасаи предпочитают быть не инженерами, а садовниками. Первые полностью сосредоточены на том, чтобы выполнить поставленную задачу, тогда как вторые высаживают дерево и заботятся о нем, мирясь с тем, на что не могут повлиять: естественное время роста, капризы природы… Быть садовником – значит жить в настоящем времени, приспосабливаться к окружению, уравновешивать бдительность доверием, волю – смирением. Такая податливость порождает покой, терпение и защищает от гнева и разочарования.
ПрактикаУкореняйтесь, подобно дереву, в моменте настоящего. Масаи говорят: «Прошлое – страна, где мы уже не живем». Что вы чувствуете здесь и сейчас? Как приноровиться к текущей ситуации и к присутствующим? Зачем вы тащите бесполезный груз прошлого? Какие былые тревоги мешают вам ощутить вкус настоящего?
Посадите дерево и заботьтесь о нем. Это сразу же поможет вам отказаться от игры в «я хочу» и иметь дело с тем, что есть на самом деле.
Аингору Энкитоо: искать верное направлениеСправедливость слов и действий означает, с точки зрения масаев, связь с Энк"Ай. Они стремятся иметь «ясный взгляд и в состояние готовности». Ясность взгляда выражает внутреннее согласие с собой, видимое внешнему наблюдателю, а состояние готовности – это легкость, спокойствие и уверенность в своем пути. Тогда как озабоченность, тревога и суета означали бы, напротив, разлад и отдаление от своего предназначения.
ПрактикаЧтобы принять решение, слушайте свое тело, оно поможет сделать правильный выбор. Если ваше решение справедливо, то вместо поверхностных эмоций (опасение, страхи), вы ощутите волну спокойствия, внутренний мир, который можно передать словами «это не легко, но справедливо». Если же, напротив, вас терзают сомнения, а ум и тело приходят в беспокойство, это повод спросить себя, верное ли решение вы приняли.
По материалам Psychologies