Наблюдения и открытия психологов позволяют нам понять, почему мы совершаем те или иные действия, разобраться в причинах поступков окружающих людей и сделать нашу жизнь максимально приятной. Что мешает вам чувствовать себя счастливыми именно сейчас? Умеете ли вы производить хорошее впечатление при первой встрече? Почему мы склонны переоценивать значимость некоторых вещей? Подборка психологических фактов прольет свет на некоторые особенности поведения людей и станет ценным помощником для абсолютно каждого человека.
Иногда мы не можем разобраться, почему коллеги, близкие, друзья или даже мы сами совершаем ошибки, усложняя себе жизнь. Психологические факты, приведенные ниже, позволят понять некоторые особенности мышления и поведения человека, а также улучшить свою жизнь.
Эффект Прэтфелла, или Почему стоит полюбить свои несовершенства
Зачастую при знакомстве с человеком мы из кожи вон лезем, чтобы произвести наилучшее впечатление, показывая исключительно лучшие свои стороны и тщательно скрывая все недостатки. Однако, согласно наблюдениям психологов, одним из лучших способов завоевать благосклонность новых знакомых является проявление уязвимости и слабости. Иными словами, незначительные недостатки заставляют окружающих относиться к нам лучше.
Вывод: если вы хотите понравиться собеседнику (будь то потенциальный партнер, новые коллеги или аудитория, заполненная слушателями), позвольте ему заметить ваше волнение. А несколько милых оплошностей помогут растопить лед. Незначительные недостатки только помогают вам произвести хорошее впечатление.
Эффект Пигмалиона, или Почему завышать ожидания иногда полезно
Роберт Розенталь (психолог) провел IQ-тесты в школах и намеренно сообщил ученикам ложные результаты. Детям с более высоким IQ он сказал, что их результаты были средними, а «среднячкам» достались результаты «умников». Дальнейшие наблюдения за учениками показали, что ученики с реальными средними (но сообщенными высокими) показателями, стараясь оправдать заведомо завышенные ожидания, действительно начинали лучше учиться, чтобы не пасть в грязь лицом и оправдать ожидания учителей и родителей.
Вывод: данную психологическую особенность можно использовать и в повседневной в жизни: ставьте перед собой якобы нереальные цели, чтобы добиться большего; руководители также могут использовать данную хитрость, чтобы получить большую отдачу от своих подчиненных.
Парадокс выбора, или Почему больше – не значит лучше
Жалуясь на нехватку вариантов выбора, мы редко задумываемся над тем, что чем меньше их есть, тем лучше. Большой выбор, как доказали Марк Леппер и Шина Айенгар, в итоге оставляет нас менее довольными.
Чтобы доказать это, психологи провели эксперимент, участниками которого выступали две группы гурманов. Первой группе было предложено сделать выбор одного из 6 видов джемов, второй – из 24. Результаты показали, что из первой группы довольных своим выбором было 30% человек, а из второй – всего 3%.
Вывод: если хотите сделать выбор и оставаться им довольным, лучше делать покупки в условиях ограниченного выбора.
Эффект свидетеля, или Почему мы не всегда помогаем страждущим
Чем больше людей станут свидетелями несчастного случая, тем меньше вероятность того, что пострадавший получит реальную помощь. Дело в том, что в присутствии множества людей многие склонны думать, что помощь есть кому оказать, а потому проходят мимо, скажем, упавшего в обморок человека. Если же это случится на пустынной улице, когда помощи ждать больше неоткуда, у пострадавшего есть больше шансов на помощь
Вывод: если с вами приключилась беда (например, грабитель вырвал из рук сумочку), персонализируйте свое обращение за помощью – обратитесь к конкретному прохожему вместо того, чтобы просить о помощи безликую толпу.
Эффект прожектора, или Почему окружающие не замечают ваших внешних несовершенств
Готовы поспорить, что вам знакомо ощущение, будто все прохожие замечают вашу мятую рубашку, выбившиеся из хвостика волосы или иные несовершенства внешности и втайне осуждают вас. На самом деле, конечно же, это не так. Погруженные в свои размышления люди, находясь в обществе, совершенно не замечают очевидных вещей. Поэтому, чтобы оказаться в центре внимания, вам придется изрядно потрудиться, а неидеальный внешний вид не заботит людей, погруженных в свои размышления.
Вывод: производить впечатление необходимо при личной встрече, а толпе окружающих, по большому счету, безразлична ваша прическа, макияж и одежда.
Эффект фокусировки, или Почему мы часто переоцениваем вещи, о которых думаем
Сегодня вам кажется, что без нового телефона/элемента гардероба/определенной суммы денег/места проживания или иных вещей вы не сможете быть полностью счастливыми. На самом деле, конечно же, это не так. Чем больше вы думаете о тех или иных вещах или явлениях, тем более значимыми они вам кажутся. Оглядываясь в прошлое, вы наверняка с улыбкой будете вспоминать, как однажды вы не представляли полноценной жизни без определенного предмета, явления или даже человека. На этом эффекте очень часто играют маркетологи, подталкивая вас к покупке того или иного товара, уверяя, что именно он сделает вас счастливее.
Старайтесь не переоценивать значимость определенных вещей, поскольку вы не знаете, что сделает вас по-настоящему счастливыми в долгосрочной перспективе.
Вывод: смиритесь с тем, что вы попросту не можете спрогнозировать, что сделает вас счастливыми в долгосрочной перспективе; научитесь ценить то, что имеете, и помните, что неудачи, как и успех, не будут сопровождать вас постоянно – такова жизнь.
Благодаря трудам психологов мы имеем возможность избежать множества ошибок в мышлении и поведении, которые делают нас менее счастливыми.
По материалам Estet-portal
|