Лектор: Запесоцкая Ирина Владимировна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета.
В программе лекций: Модели эволюции в развитии психики. Теория эволюции Ч.Дарвина и её основные положения. Изменчивость и естественный отбор. Ч.Дарвин об эмоциях у животных и человека. Генетика Г.И.Менделя: понятия генотипа, фенотипа, наследственности. Модель эволюции путем группового отбора В.К.Винна-Эдвардса и др. Критерии психического: антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, биокинопсихизм, сигналопсихизм и др. Затем разбираются факторы психического развития. Определение понятия психического развития. Теории развития психики, две группы факторов: природные задатки (врождённое) и внешнее окружение (приобретённое). Универсальные законы развития психики. Развитие психики по А.Н.Леонтьеву: раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики по К.Бюллеру: инстинкт, научение, интеллект и др.
Продолжительность(3 видео): 3ч 38 мин
1. Эволюционные подходы к развитию психики
В первой части данной лекции рассматриваются модели эволюции. Теория эволюции Ч.Дарвина и её основные положения. Изменчивость и естественный отбор. Ч.Дарвин об эмоциях у животных и человека. Генетика Г.И.Менделя: понятия генотипа, фенотипа, наследственности. Модель эволюции путем группового отбора В.К.Винна-Эдвардса. Врождённые механизмы регуляции агрессии по К.Лоренцу. Социобиология. "Альтруистическое" поведение животных: работы Р.Трайверса, У.Гамильтона, Э.Уилсона. Теория коэволюции. Элементарные механизмы эволюции по Ф.Кликсу. Затем рассматриваются популярные теории эволюции. Социальный дарвинизм: идеи Г.Спенсера. Теория "голой обезьяны" Д.Морриса. Эгоистичный ген Р.Докинза.
Во второй части лекции разбираются эволюционные подходы к развитию психики. Идеи Ж.-Б.Ламарка: наследование приобретённых свойств, роль психики в эволюции, связь психики и нервной системы, представление о флюидах (инстинктах). Идеи К.Ф.Рулье: представление об инстинктах, происхождение психики во взаимодействии организма с окружающей средой. Работы В.А.Вагнера: проблема соотношения инстинктов и научения, пластичность инстинктивного поведения. Эволюционная морфология А.Н.Северцова. Два типа приспособления к окружающей среде: изменение организма и изменение поведения. В заключение лекции рассматривается понятие филогенеза. Биогенетический закон Э.Геккеля.
2. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию ч 1
В начале данной лекции рассматривается проблема возникновения психики. Критерии психического: антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, биокинопсихизм, сигналопсихизм и др. Затем разбираются факторы психического развития. Определение понятия психического развития. Теории развития психики, две группы факторов: природные задатки (врождённое) и внешнее окружение (приобретённое). Универсальные законы развития психики. Развитие психики по А.Н.Леонтьеву: раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики по К.Бюллеру: инстинкт, научение, интеллект.
Далее подробно разбираются эти три стадии. Инстинкт (видоспецифическое, стереотипическое, врождённое, генетически запрограммированное или детерминированное поведение): понятие и определение. Особенности инстинктивного поведения. Исследования инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Две фазы инстинктивного поведения по Крейгу: аппетентная и консумоторная. Гидравлическая модель Лоренца. Модель инстинкта Тинбергена. Научение: понятие и определение. Законы научения. Классификация научения по В.Торпу. Виды научения: привыкание (габитуация), ассоциативное научение (условный рефлекс, оперантное научение).
3. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию ч 2
В начале данной лекции продолжается рассмотрение стадий развития психики по К.Бюллеру. Научение. Классификация видов научения по В.Торпу: ассоциативное научение (условный рефлекс по И.П.Павлову и оперантное научение по Б.Скиннеру), латентное (скрытое) научение, научение путём инсайта, импринтинг. Виды оперантного научения: инструментальое научение, научение методом проб и ошибок. Положительное и отрицательное подкрепление. Эксперименты с самораздражением центров удовольствия в мозге. Латентное (скрытое) научение: научение путём наблюдения, подражание, имитация. Понятие инсайта. Импринтинг как форма раннего научения. Облигатное и факультативное научение.
Далее рассматривается следующая стадия развития психики по К.Бюллеру - интеллект. Рассудочная деятельность животных (Л.В.Крушинский). Предпосылки рассудочной деятельности. Критерии интеллектуального поведения: чёткое разделение деятельности на два этапа (подготовка действия и его осуществление), действие может осуществляться разными способами, перенос операций, способность животного узнавать себя в зеркале. Формы мышления животных по Н.Н.Ладыгиной-Котс. Эмпирические законы Крушинского. Биологическая ограниченность интеллекта животных.
|