"Танец – это живой язык, которым говорит человек…
Танец требует общения прямого,
потому что его носителем и посредником
является сам человек,
а инструментом выражения – человеческое тело".
Мэри Вигман
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие
на индивидуальное и групповое сознание известны с древних времен. Как
часть ритуалов танец являлся одним из мостов между "хаосом и
космосом", воплощением единства и многообразия отношений между
человеком, сообществом и окружающей средой.
В ХХ веке танец получил новый и очень мощный импульс к
развитию. Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца
модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к
новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой
индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни
человеческой личности.
Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних
ритуалах и традициях, а с другой – является "совместным продуктом"
развития в ХХ веке современного танца и психотерапии.
Можно выделить три области применения танцтерапии:
- танцтерапия больных (клиническая танцтерапия) – в данном
случае, танцтерапия чаще используется как вспомогательная терапия,
наряду с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениясми речи.
Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она
существует с 40-х гг. нашего века.
- танцтерапия людей с психологическими проблемами
(танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии,
ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего
использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или
подход аналитической психологии К.Г.Юнга. Может проходить как в
групповой, так и в индивидуальной форме. Также требует достаточно
длительного срока для достижения устойчивого результата.
- танцтерапия для личного развития и самосовершенствования.
Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят
чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится
способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, способом
вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания,
возможностью расширить представление о самом и себе, найти новые пути
выражения и взаимодействия с другими людьми.
Как "работает" танцтерапия? Что она может дать нам?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех
ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые мы можем
использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень
"тихий" язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые
движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы
просто не замечаем. У каждого тела есть свои "любимые" (точнее,
привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему.
К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык, - на то
послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание
неосознанно "считывается" другими людьми и формирует впечатление о
нас. Одна из основных задач танцтерапии – научить человека слышать
неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего "я", и даже если он не
соответствует реальности, - поставить его под сомнение достаточно
непросто. Образ "я" выражен в образе тела. "Душа и тело – не отдельные
сущности, а одна и та же жизнь" – писал известный психолог и
мыслитель Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и
перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни и в нашем теле. У
нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также
выражает их. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения.
Человек – это не некая заранее заданная сущность, "живая статуя",
человек – это процесс и субъект развития, у нас всегда есть
возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются
нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) того, чего мы
по-настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более
чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей
через танец и движение позволяет придти к новому пониманию своего "я",
своих возможностей.
На тренингах по танцтерапии
мы часто работаем с иссследованием различных качеств движения. И
оказывается, что некоторые качества нам неприятны. Мы не можем их
принять. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают
"мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не
нравится", - говорят они. В то же время они жалуются на недостаток
внимания в семье, невозможность выражать свои чувства. В процессе
работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих
желаний способно изменить ситуацию. Источник силы часто находится там,
куда нам страшно и непривычно идти.
Другим распространенным "слепым пятном" являются хаотические
движения, что не удивительно для городского жителя, заключенного в
рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов. Яркость и
непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не
привыкли и не умеем "отпускать" себя и насколько это лишает нас
непосредственности и спонтанности.
Танец – это также взаимодействие, история человеческих
взаимоотношений. У нас есть устойчивые и ограниченные представления о
себе, и это, естественно, создает неосознанные предпочтения и
стереотипы во взаимоотношениях с другими людьми. Через танец мы можем:
- более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений,
- выразить те чувства, которые мы не умеем и боимся выражать,
- реализовать те желания, которые нам пока страшно или неловко воплотить,
- найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.
Танцтерапия, таким образом, работает с тремя областями нашей жизни:
- наше тело, его возможности и ограничения; ответ на вопрос "Что несет в мир мое тело?"
- наше представление о себе самих (надеюсь, любимых),
расширение и раскрытие этих представлений; ответ на вопрос "Кто я?"
- наше взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений;
ответ на вопрос "Кто ты и что мы можем вместе?"
Жизнь тела является зеркалом сознания. В танце становятся
явными, видимыми различные качества и внутренние конфликты личности,
ее неповторимость и ограниченность. Различные категории движения -
пространство, время, вес, течение (по классификации Рудольфа фон
Лабана, создателя системы анализа движения) являются метафорами
основных жизненных "тем" личности.
Пространство - как много места я позволяю себе занять в
жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую "свое"
пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны
пространства мною освоены и используются, а какие - нет?
Время - какой ритм более органичен для меня? При каком ритме -
быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, более
осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и
т. д.
Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно -
опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое
тело, в его взаимодействии с гравитацией, другим людям?
Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу
"держать" цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и
какие части тела "выпадают" из направленного движения? Как много
неосознанного хаоса в моем теле?
Другие темы, исследуемые в танцтерапии - контакт, доверие,
лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает
богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Танец может
быть безопасным и творческим способом выражения и принятия сложных
эмоций и чувств, раскрытием новых возможностей и качеств личности,
увлекательным путешествием к самому себе. Танцтерапия позволяет лучше
понять взаимосвязь внутренней жизни человека и ее воплощения в танце.
|