Биотехнологии весьма перспективны для инвестирования, но полноценный стартап потребует внушительных денежных затрат. Кроме того, потребуется время. В нашей стране, где не развита инфраструктура, реализовать подобный проект очень трудно, но есть удачные примеры. С другой стороны, интернет в нашей стране развивается очень бурно, по оценке Fast Lane Ventures, общий объем инвестиций в интернет-компании на посевном этапе инвестирования в 2011 году вырос в 2,4 раза по сравнению с предыдущим годом и составил внушительную цифру $540 млн. Причем интернет-стартапы на начальных этапах не требуют крупных вложений. Вывод напрашивается: если у вас нет миллионов на новое лекарство, можно попытаться объединить два перспективных тренда и предложить медицинскому рынку дополнительные IT-сервисы. В России это направление в последнее время активно развивается. Мы приводим краткий обзор того, что уже сделано. Возможно, он натолкнет вас на новые идеи или поможет обнаружить пока незанятую нишу. НормаСахар «НормаСахар» – это онлайн-сервис для пациентов, страдающих сахарным диабетом, и врачей-эндокринологов. Облачные технологии проекта позволяют пациенту вести прямо на своем смартфоне «дневник здоровья», а врачу – отслеживать состояние пациента и также в режиме он-лайн давать рекомендации. Официально в стране насчитывается более 3 млн больных диабетом, реальное число диабетиков, по оценкам, в три раза больше. Для них и работает стартап «НормаСахар» – сайт и мобильное приложение для Android. В планах – разработка приложения для iPhone. Проект в октябре 2011 года основал врач и предприниматель Александр Подгребельный. Первые инвестиции в размере $100 000 были получены от «Главстарта» Аркадия Морейниса. В начале года стартап привлек еще $50 000 от фонда посевного финансирования Microsoft. Предполагается, что пациенты будут оплачивать удаленные консультации врачей – разово и по подписке. Стоимость такой консультации будет ниже обычной в клинике, комиссия «НормаСахар» составит 50%. ВитаПортал Медицинский ресурс «ВитаПортал» предоставляет доступ к информации по медицине и фармацевтике для самой широкой аудитории. По данным исследования HealthIndex компании Synovate Comcon за 2 квартал 2011 года, медицинская тематика входит в пятерку самых частых запросов в интернете, уступая лишь погоде, музыке, видео и развлечениям. Анализируя статистику, исследователи отмечают, что «складывается впечатление, будто поиск информации о здоровье и медицине носит, скорее, развлекательный характер». В качестве источников информации наибольшей популярностью пользуются сайты о здоровом образе жизни и правильном питании. Материалы «ВитаПортала» перед публикацией проверяют врачи. Проект рассказывает посетителям про отдельные заболевания, но не консультирует их по конкретным случаям, призывая обращаться за помощью к врачу. «ВитаПортал» начал работу в мае 2011 года под эгидой компании Fast Lane Ventures. Основателем и генеральным директором стал предприниматель Азамат Ульбашев. Наблюдательный совет ресурса возглавляет «крестная мама» российского интернета Эстер Дайсон. Концепция монетизации основана на рекламной и спонсорской поддержке со стороны фирм-производителей лекарств и товаров для здоровья. Стартовые инвестиции в компанию составили более $1 млн. Кнопка жизни Медицинская сигнализация «Кнопка жизни» помогает пожилым и людям с ограниченными способностями вызвать экстренную помощь. Предлагаются два варианта наборов: первый состоит из телефона с кнопкой SOS и определением местонахождения по GPS, который подключен к круглосуточному call-центру с медиками в качестве операторов, второй – специальный браслет с такой же кнопкой, датчиком падения и системой громкой связи. Стоимость комплекта составляет от 4760 рублей с последующей абонентской платой от 580 рублей в месяц. В перечне дополнительных услуг – проверочный звонок, выезд социального работника или врача с ключами, выезд платной скорой помощи и медицинская справочная. Серебряный призер конкурса стартапов Forbes «Кнопка жизни» – учебный проект 2010 года двух выпускников школы управления «Сколково» Дмитрия Юрченко и Ирины Линник. После завершения состязания стало известно, что проекту удалось привлечь 35 млн рублей от системного интегратора в отрасли здравоохранения РИНТЕХ, входящего в группу компаний АйТи. С марта 2012 года телефоны с «Кнопкой жизни» продаются уже в пятидесяти вместо стартовых пяти салонах связи МТС. Med-Room.com Проект из Новосибирска Med-Room.com копирует бизнес-модель сразу двух успешных зарубежных аналогов – электронной регистратуры и сервиса по сравнению медицинских услуг. Тестовая версия сайта предлагает найти ближайшую частную клинику или врача, сравнить стоимость услуг и записаться на прием в удобное время. Компания работает только в сфере коммерческой медицины: 60% – стоматологические клиники, 15% – многопрофильные учреждения, потенциал роста – до 400 частных клиник только в родном городе. У основателей Med-Room Алексея и Ольги Макаровых в планах покорение российских городов-миллиоников, а затем и ближнего зарубежья. Чтобы вернуть средства, потраченные на рекламное продвижение, и выйти на самоокупаемость, одним крупным городом не обойдешься, зато ниша пустует. Монетизировать проект предполагается через относительно небольшую комиссию за привлеченных пациентов без абонентской платы. В качестве инвесторов выступают частные лица. В марте 2012 года проект был аккредитован в качестве резидента технопарка новосибирского Академгородка. Доктор на работе и Врачи РФ Компанию «Доктор на работе» основали в октябре 2009 года врач-эндокринолог Андрей Перфильев и выпускник МГИМО Станислав Сажин. В июне 2012 года стало известно, что фонд Bright Capital Digital вложил $1 млн в быстрорастущий стартап. Фонд, инвестирующий в интернет-проекты, находится под управлением компании Bright Capital, основанной миллиардером и министром по связям с открытым правительством Михаилом Абызовым. На сегодняшний момент в сообщество вступило почти 90 000 специалистов. За ним с 57 000 пользователей и информационной базой из около 300 000 врачей следует резидент фонда Сколково «Врачи РФ», созданный в августе 2011 года при поддержке группы РЛС, издающей лекарственные справочники. Мир Врача Медицинский портал «Мир Врача» похож на социальную сеть для врачей как брат-близнец, но от такого родства открещивается. В отличие от сетей у проекта добавлены инструменты для работы врача – интерактивные медицинские калькуляторы, данные о клинических исследованиях, база данных лекарств и клинические рекомендации. В компании собираются создать единую платформу для непрерывного общения на протяжении всего рабочего процесса – от R&D до постмаркетинговых исследований лекарственных препаратов. Поможет ей в этом новый стратегический партнер – японская компания M3, Inc. Принадлежащие японцам интернет-проекты для врачей m3.com (Япония) и doctors.net.uk (Великобритания) лидируют в своих нишах по количеству зарегистрированных пользователей (70% от общего числа докторов в каждой из стран), также M3 ведет аналогичные проекты в США и Южной Корее. Опираясь на международные компетенции M3, «Мир Врача» собирается предложить глобальным фармкомпаниям одинаковый с другими странами функционал. Проект в прошлом году основал и возглавляет в качестве генерального директора Сетаро Ямамото, в прошлом сотрудник японского посольства и принципал консалтинговой компании Booz & Co. В июне 2012 года контроль над стартапом за $1,4 млн приобрел UMJ Russia Fund – единственный японский венчурный фонд в Российской Федерации. Инвестировать в компанию решил бывший коллега по посольству – Юсуке Отсубо, управляющий партнер фонда. Среди клиентов «МирВрача» – две фармацевтических и одна сервисная медицинская компания. В состав сайта входит проект «ОрфаМир», посвященный орфанным (редким) заболеваниям, который финансируется компанией Genzyme, входящей в группу Sanofi-Aventis.
|