Разглашение коммерческой тайны, хищение, длительное отсутствие на рабочем месте, нарушение внутреннего распорядка компании - все эти происшествия требуют внутреннего расследования. Неважно, собираетесь вы затем передать дело в суд, расследование провести стоит. Как сделать это правильно, не нарушая ничьи права? Материалы, дающие основание для расследования, могут быть получены: по результатам аудиторской проверки; по результатам инвентаризации; из официальных и неофициальных (анонимных) заявлений сотрудников; на основе оперативной информации.
Внутреннее расследование проводят сотрудники, имеющие соответствующие полномочия в организации. Цели проведения служебного расследования: найти виновных в происшедшем; выяснить причины возникновения; оценить ущерб и найти способы его минимизации; выработать предложения по предотвращению подобных случаев в будущем.
Расследование обязательно проводится в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами компании, регламентирующими эту сферу. Решение о целесообразности вовлечения правоохранительных органов в расследование инцидента принимает руководство компании. Это зависит от многих условий: размеров нанесенного ущерба; возможности предоставить для следствия убедительные доказательства совершения правонарушения; принятой в компании политики в отношении наказаний; возможности возмещения ущерба; готовности компании предоставить в распоряжение правоохранительных органов конфиденциальную информацию.
Алгоритм проведения внутреннего расследования Уяснить суть случившегося: понять, что произошло, выяснить причины, выяснить последствия, определить, какого рода информация может быть полезна и где ее можно найти. Собрать информацию, имеющую (или могущую иметь) отношение к происшедшим событиям: свидетельские показания, документы, объяснения участников, оперативные данные. Проанализировать имеющуюся информацию на предмет достоверности: выявить и проверить возникшие противоречия, выстроить логически непротиворечивую картину происшедшего. Вынести мотивированное заключение: на основе собранных данных определить виновника, предложить меры для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.
Если нет необходимости (или возможности) отстранить проверяемых лиц от исполнения служебных обязанностей, нужно организовать тщательный постоянный контроль их деятельности (конечно, при этом важно не насторожить проверяемых сотрудников). При работе с материалами, относящимися к внутреннему расследованию, следует соблюдать осторожность: это строго конфиденциальная информация. Внутреннее расследование случаев мошенничества При проведении внутреннего расследования причастности к мошенничеству конкретных лиц (непосредственно совершивших правонарушение или ему способствовавших) рекомендуется работать по следующей схеме: Изучаются факты и обстоятельства совершения мошеннических действий | где, когда, при каких обстоятельствах сотрудник познакомился с мошенником (или с представителем компании, от имени которой произведены мошеннические действия)? какую цель при этом преследовал сотрудник? сколько раз проходили встречи, где, в какое время, как долго?
| Анализируются вызвавшие подозрение факты | - партнер предлагал невероятно выгодные условия сделки
- отсутствовала лицензия на декларируемую деятельность
- договор подписывался в спешке, нервозной обстановке, оказывалось психологическое давление, после подписания договора партнер уклонялся от встречи
- сотруднику было обещано вознаграждение и пр.
| Изучаются лица, имеющие отношение к данным фактам; выявляются мотивы их действий | - действовал ли мошенник один или в составе группы?
- принимали ли участие члены группы в мошеннической схеме или их использовали «втемную»?
- собираются данные о приметах мошенника, его занятиях, образе жизни, поведении (как представлялся, какие показывал документы, какие имена и названия компаний использовал)
| Анализируются способы и методы реализации преступных замыслов | - получение денежных, товарных кредитов по поддельным документам
- создание компаний-«однодневок»
- фиктивные операции с недвижимостью, завышение стоимости продукции/услуг, обман при продаже необеспеченных акций и суррогатов ценных бумаг и пр.
| Проводится сбор вещественных доказательств мошенничества и фиксация следов преступления | - получение оригиналов или копий документов, относящихся к делу (договора, счет-фактуры, накладные, данные о характере сделки, информация об имуществе, переданном/полученном мошенником)
- показания лиц, которые могут подтвердить обстоятельства совершения мошенничества
- показания свидетелей и участников правонарушения
| Установление размеров причиненного ущерба | - расчеты внутренних специалистов на основании бухгалтерских документов
- оценка внешних аудиторов
| Принятие мер по обнаружению похищенного имущества, денежных средств, документов, носителей конфиденциальной информации и по возмещению ущерба | - встречи с лицами, которые могут оказать помощь в расследовании
- выезды в места предполагаемого хранения похищенного
|
На основе собранного фактического материала и данных, полученных (подтвержденных) в результате проведения бесед, готовится мотивированное заключение.По окончании внутреннего расследования, после вынесения мотивированного заключения и утверждения его уполномоченным руководителем, необходимо, совместно с юридической службой, найти законные способы решения проблемы возмещения виновником нанесенного компании ущерба. Вопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный воспитательный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия. Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, разрабатываются мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем, которые подаются на рассмотрение руководству компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают: организацию эффективного финансового и административного контроля; вершенствование системы безопасности компании; оздоровление кадровой политики; усиление внутриобъектного режима; улучшение технологических процессов; обучение персонала распознаванию признаков мошенничества; повышение профессиональной подготовки сотрудников ответственных за противодействие мошенничеству; формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.
Комплекс подобных мер позволяет в дальнейшем предупреждать случаи мошенничества или уменьшать возможный ущерб компании.
|