КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (0)

 

Статьи (0)

 

Новости (1)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Новости / Рабочие квалификации / Будут ли рабочие кадры, в России отвечающие профессиональным стандартам через несколько лет?

Будут ли рабочие кадры, в России отвечающие профессиональным стандартам через несколько лет?

Уральский центр подготовки кадров (НОЧУ ДПО УЦПК) / Все публикации компании
Правительство   Российской   Федерации 5 марта 2015 г.  распоряжением № 366-р   утверждает  план  мероприятий,  направленных  на популяризацию рабочих и инженерных профессий.  Выделяются бюджетные средства.

25 июня 2015 г. в Московской городской Думе прошло заседание на тему: «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям». В мероприятии, помимо депутатов Мосгордумы, приняли участие члены Комитета Государственной Думы по образованию, представители Министерства образования и науки РФ, региональных комитетов по образованию и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, эксперты.

Министерство труда России  утверждает профессиональные стандарты по рабочим профессиям.

Во всех документах красной нитью проходит   забота о качестве подготовки рабочих кадров.

А будут ли рабочие кадры, в России отвечающие профессиональным стандартам через несколько лет?


В современных рыночных отношениях родилось новое значение сферы подготовки кадров. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" делит образование на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

То, что раньше называлось профессиональной подготовкой рабочих, теперь относится к профессиональному обучению (обучению рабочих, служащих) - виду образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.

Ранее вопросы рабочих кадров возникали, как правило, при решении задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением требований к качеству рабочих кадров.

В настоящее время  приобретает действительно особую актуальность вопрос качества обучения рабочих кадров, так как система, где основной формой подготовки квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства являлись средние профессионально-технические училища (СПТУ),  упразднена.     Профессиональные колледжи  и высшие учебные учреждения не успевают   быстро реагировать на потребности рынка труда и не набирают группы  учащихся для профессиональной обучения рабочих.    

В то же время в стране в стране насчитываются тысячи учебных учреждений работающих в системе профессионального обучения рабочих. К ним относятся имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности: негосударственные и государственные образовательные учреждения, центры обучения, учебно-курсовые и учебно-производственные комбинаты, школы, в которых ведется профессиональная подготовка, переподготовка по рабочим профессиям.

В своей основе эти учебные учреждения, продолжая традиции еще советских учебно-курсовых комбинатов,  дают хорошую базовую подготовку по профессии, хотя и  преодолевая определенные трудности в подборе преподавателей, организации производственного обучения.

В целом реформирование системы образования, двигаясь в правильном направлении, дало толчок к развитию таких учебных центров.

Такие учебные центры, как наш, опираясь на Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292) и 273-ФЗ сейчас можем обучать (осуществлять образовательную деятельность) по любой профессии из  Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513) соблюдая определенные требования. Это дает нам возможность быстро реагировать на потребности рынка труда. Разрабатываем новые программы, находим преподавателей, инструкторов производственного обучения, базы практики и технику, приобретаем тренажеры.

Но в сложившихся условиях, большое количество учебных учреждений ведет работу по принципу  «как Бог на душу положит». Так называемое «быстрое реагирование на потребности рынка труда»  сводится к тому, что качество обучения не гарантируется, не обеспечивается. Широким фронтом разворачивается торговля документами  о профессиональном образовании и профессиональной подготовке.  Так, например, в  наш центр участились случаи обращения граждан, обучившихся в других учебных центрах, имеющих уже документы о квалификации с просьбой предоставить только практическое (производственное) обучение. В интернете, можно увидеть предложение купить документ практически по любой профессии или обучиться дистанционно (даже по таким профессиям как крановщик, электрогазосварщик, где без практики просто нельзя освоить профессию) или же в сроки, за которые   невозможно освоит даже азы профессии.

Конечно, в большинстве своем заказчики (физические и юридические лица) идут   не за «корочками», а за освоением профессией. Но рабочий с  купленным документом представляет серьезную  опасность на производстве, а если он еще попадет на опасный производственный объект (в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты), то жди аварию и несчастный случай. К  чему такие аварии приводят, мы все хорошо знаем.

Достаточно посмотреть статистику по аварийности и травматизму со смертельным исходом на опасных производственных объектах за 2014 год стран - участниц МСПБ, что бы увидеть риски связанные с эксплуатацией ОПО. Большинство таких аварий связано с действиями персонала, его подготовкой, или взять только по информацию Енисейского управления Ростехнадзора за 2014 год

Любой производственник, скажет, что реально аварий и несчастных случаев гораздо больше, просто скрываются.

Последней каплей стало принятие Ростехнадзором решений в области подготовки рабочих кадров.

В России защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность.   Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор.

 Приказами  № 251 от  30 июня 2015 года  и № 323 от 19 августа 2015 года    «О внесении  изменений в «Положение  об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору  от 29 января 2007 г. №37»   Ростехнадзор отменил приказ от 29 декабря 2006 г. N 1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору .

Двумя этими документами Ростехнадзор полностью устранился от участия в организации обучения рабочих, которые впоследствии могут работать или обязательно будут работать на опасных производственных объектах.

До подписания №251и №323 приказов

После подписания №251и №323 приказов

Образовательная организация профессионального образования    обязана  согласовывать с   органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ N 1154 от 29 декабря 2006 г.) все программы подготовки, переподготовки рабочих  из Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) в части   объема, содержания, продолжительности обучения. 

Образовательная организация  вправе изменять объем, содержание, сроки профессиональной подготовки рабочих. Таким образом,  формально профессию    машинист крана (крановщик),   взрывник и т.п.    можно получить за 1-2 дня.  

Содержанием программы профессионального обучения в обязательном порядке предусматривалось теоретическое и производственное обучение. Индивидуальная теоретическая подготовка вновь принятых рабочих основных профессий не допускалась. Теоретическое и производственное обучение осуществлялось только в учебной группе.

 

Сейчас разрешенные дистанционные  и индивидуальные формы обучения без производственной практики, предлагаемые и продаваемые через Интернет, не обеспечивают качественную профессиональную подготовку специалиста.  Представляете этого крановщика, который дистанционно овладел профессией? 

 

По окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Теперь инспектора Ростехнадзора в состав квалификационной комиссии не включаются.

Я понимаю, что политика государства такова, что вся ответственность перекладывается на работодателя – именно он проводит проверку знаний и допускает приказом к самостоятельной работе, но проверка знаний проводится лишь в объеме производственной инструкции, а оценка квалификационных знаний в проверку не входит.

  

 

Профессиональное обучение рабочих проводилось преподавателями, мастерами производственного обучения, для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение рабочих, является основной. Преподаватели и мастера производственного обучения должны иметь соответствующее образование и практический опыт работы, пройти аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).

Сейчас, любой сапожник может готовить по любой профессии – знаю учебный центр, где электрогазосварщиков готовит агроном, причем практику по сварке ребята там ищут сами.

 


Сейчас   к автошколам предъявляются достаточно жесткие требования в части подготовки водителей транспортных средств, и это совершенно правильно. Но управление автомобилем не более опасно, чем работа с оборудованием, которое используется на опасных производственных объектах.  Требования к подготовке    стропальщиков, крановщиков, плавильщиков, взрывников и т.п. должны быть соответствующими!

В настоящее время опасные производственные объекты низкой опасности (IV класс опасности) не подлежат плановым проверкам. Как пример, к IV классу опасности относятся краны и другие подъемные сооружения (ПС). В условиях экономического спада  многие  предприятия не будут  обеспечивать  ПС в  безопасном работоспособном состоянии и  вкладывать средства в качественное обучение персонала. К работе  будут допущены (и уже допускаются) необученные или плохо обученные рабочие.


Заместитель директора Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования  "Уральский центр подготовки кадров"  Сергей Семенович Скворцов
Другие новости
Все новости
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket