Быть независимым от начальства, иметь свое собственное дело и хорошо зарабатывать, наверняка, мечтают многие, в особенности, молодые специалисты. Но, наряду с мечтой о собственном деле, выступает страх "вляпаться" во что-то не то. Поэтому, важно знать основные правила для создания успешного бизнеса. Собственная мотивация Это самое основное. Обдумайте, а лучше запишите, зачем вам бизнес. Иногда важен "волшебный пендель", который заставит вас вырваться из рутины. Не зря многие ныне преуспевающие предприниматели начинали, будучи уволенными с работы, например, в 1998 году. В качестве пинка может послужить и стремление к свободе, и жгучая потребность в большой сумме денег. Определите, что будет мотивировать вас. Причем, не только на старте, но и тогда когда придется преодолевать самые разные сложности. Полезно бывает также выписать свои страхи. Только осознав их, можно двигаться дальше. Именно осознав и приняв, а не сделав вид, что их нет. Идея Также, вам нужна интересная и реалистичная бизнес-идея. Найдите ответы на следующие вопросы: 1. Что будет продуктом моего бизнеса? Какой товар или услугу я буду продавать своим клиентам? 2. Кто будет моими клиентами? Сколько их? Сколько всего денег они тратят на услуги, подобные моим (например, в год)? 3. Какая у них есть потребность, которая не удовлетворена на сегодняшний день, и которую я удовлетворю? 4. Чем я лучше своих конкурентов (качественнее, быстрее, дешевле)? Вот условный пример (цифры абстрактные): 1. Продукт - ремонт квартир в Москве. 2. Клиенты - жители, купившие новую квартиру, или ремонтирующие старую. В год делается 100 000 ремонтов. В среднем работа в ходе ремонта (без учета материалов) обходится в 150 000 рублей. Итого, объем рынка - 15 млрд. рублей в год. Объем привлекательный. Даже если займем 5% от рынка - уже неплохо. 3. У людей есть потребность в недорогом и качественном ремонте: сейчас рынок очень непрозрачный, в недорогом сегменте работают безымянные бригады, которые зачастую работают плохо. 4. Мы будем работать качественно и быстро за счет своих штатных специалистов, четко налаженных бизнес-процессов. Цена будет на среднерыночной для ремонта эконом-класса. Желательно на момент запуска бизнеса подробно переговорить с несколькими людьми или руководителями организаций, которые готовы стать вашими первыми клиентами и реально заплатить вам деньги. Без этого ваша идея может оказаться утопией. Каналы продаж Прикиньте варианты, как вы будете продавать свою продукцию. Нет продаж - нет бизнеса. Поставьте цели Причем лучше сделать это с разбивкой по годам: чего добьетесь в первый год, чего во второй и т.д. Именно под цели вы и будете планировать все остальное. Естественно, что в целях должны быть цифры: амбициозные, но реалистичные. Бизнес-процессы Опишите по шагам основной процесс своего бизнеса. Т.е. как будет выполняться основная работа, за которую вы будете брать с клиентов деньги. Например, от первого звонка клиента в вашу компанию до успешного выполнения заказа и получения с него денег. Оргструктура На основе бизнес-процессов спланируйте организационную структуру своего бизнеса. Опишите, кто чем будет заниматься. Помните, что в бизнесе, особенно на старте, каждый "лишний рот" - это шаг к банкротству. К тому же, если у вас нет опыта управления, проще начинать с малого количества работников. Только не свалитесь во фриланс, решив делать все самостоятельно. Учитесь управлять, т.е. организовывать работу других людей, добиваться их максимальной результативности. С первой минуты стройте бизнес так, чтобы он мог работать без вас. Конечно, на первых этапах вам нужно почти все проделать самому, выработать оптимальные алгоритмы. А затем - обязательно зафиксировать их и передать другим сотрудникам. Желательно, чтобы хотя бы на старте мотивация сотрудников была напрямую связана с результатами их труда: они будут лучше работать, а вы избежите больших окладов, которые губительны для малого бизнеса. Финансовый план Рассчитайте финансовый план своего бизнеса. Определите: • Сколько денег вам надо для запуска. • Каковы будут ваши постоянные издержки, т.е. те, которые вы вынуждены нести, даже если фирма не выполняет свою основную работу. Например, аренда, оклады и т.д. Постоянные издержки - бич бизнеса. Старайтесь свести их к минимуму. Так, к примеру, для многих видов деятельности офис не нужен, по крайней мере на начальном этапе. • Переменные издержки, т.е. затраты на выполнение одного заказа клиента / выпуск одной единицы продукции. • Оцените, сколько у вас будут съедать налоги. • Как у вас будет устроено ценообразование. Т.е. сколько будет стоить единица продукции, каковы будут скидки и за что.Если вы планируете заниматься торговлей, то какова будет наценка.
Таким образом, вы сможете примерно определить затраты и доходы вашего бизнеса по периодам. Здесь вам станет ясно, насколько ваша идея реалистична и привлекательна с точки зрения денег. Определите источники финансирования. Идеально, если вы сможете начать бизнес на свои деньги. Если будете занимать или брать инвестора в партнеры, подумайте, как будете отдавать деньги в случае провала: убедитесь, что в случае провала вас не заставят продавать квартиру и т.д. Об этом нужно думать сейчас, т.к. потом может быть поздно. Расчеты желательно делать именно на этом этапе, т.к. до проектирования бизнес-процессов, оценки количества и состава сотрудников и т.д. непонятно, как ваш бизнес будет работать. Партнеры Решите, будете вы делать бизнес один или с партнерами. Многие начинающие бизнесмены хотят начинать с партнерами, объясняя это чем угодно, например, желанием максимально вовлечь человека, дав ему долю в деле. Однако зачастую за этим скрывается стремление снять с себя хотя бы часть ответственности, ощущение собственной некомпетентности. Если так – значит, вам еще рано иметь свой бизнес. Если в компании нет главного собственника, которому принадлежит большая часть компании (свыше 50%), ждите проблем. Недостаток мотивации развивать бизнес, конфликты, неоправданные ожидания, а затем перекладывание ответственности за провалы на партнеров. Но, если решили брать партнера, четко поймите, зачем он вам нужен: • У него есть какие-то важные компетенции, которых нет у вас • Он дает деньги, необходимые для старта бизнеса • У него есть реальные выходы на перспективных клиентов • Или что? Если ничего, то откажитесь от партнерства - потом это гораздо сложнее. План запуска бизнеса Теперь вам надо спланировать запуск бизнеса. По сути это проект, а значит вам необходимо увязать цели, сроки и ресурсы. Хорошо, если вы умеете строить диаграмму Гантта. Если нет - хотя бы напишите последовательность действий. Впрочем, некоторые из них можно выполнять параллельно для ускорения. Определите для себя контрольные точки с датами. Юридическая форма Часто спрашивают, какую юридическую форму выбрать. Для малого бизнеса - Общество с ограниченной ответственностью (ООО) или Индивидуальный предприниматель (ИП). ИП проще с точки зрения регистрации и ведения, однако в случае проблем, он по закону отвечает всем своим имуществом в отличие от ООО, учредитель которого отвечает только размером своего вклада (обычно до 10000 рублей). Всю ответственность в ООО несут генеральный директор и бухгатлер. Также, вам нужно будет выбрать форму налогообложения. Лучше всего "упрощенную" с объектом налогообложения "доходы". При этом вы будете платить государству только 6% с оборота - как правило, это выгоднее и проще в ведении (отдельно еще - "зарплатные" налоги). Впрочем, это надо считать в каждом отдельном случае. Многие "кандидаты в предприниматели" очень озабочены вопросами регистрации. Однако по опыту это далеко не самый главный вопрос в бизнесе. Найти клиентов и продать им свои товары/услуги, подобрать качественных сотрудников и организовать их работу - эти и многие другие задачи куда как главнее юридических формальностей. Найдите в своем городе фирму, которая занимается регистрацией и бухгалтерским обслуживанием компаний - ей и поручить всю эту деятельность. Максимально освободите свою голову от этих вопросов - вам есть на что тратить свои силы. Однако поскольку с этой фирмой вам "жить" долго - выбирайте ее тщательно. Обзвоните с десяток компаний, съездите в несколько, которые вам максимально понравятся. Выберите ту, которая вызовет у вас максимум доверия. На старт - внимание - марш! Пора начинать работать! Нет ничего смешнее и грустнее, чем новая фирма, у которой есть офис, сотрудники, и даже реклама, но нет одного - клиентов. Как быстро они появятся и принесут вам прибыль, зависит от вас. Как говорится, первый год вы кормите бизнес, второй год бизнес кормит сам себя, и только на третий начинает кормить вас. Чем больше смекалки, трудолюбия и энергии вы вложите в свой бизнес, тем быстрее он сможет преодолеть "детские болезни" и встать на ноги.
Автор: Рыбаков М.Ю, бизнес-консультант, бизнес-тренер, соучредитель компании Just Cоnsulting, сертифицированный Специалист по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist, IPMA)
|