1. Понятие внутреннего аудита и контроля
-
Цели и задачи внутреннего аудита
-
Сравнительный анализ функций внутреннего аудита, внешнего аудита и ревизионной комиссии
-
Риск-менеджмент и внутренний аудит: в чем сходство понятий
2. Требования к внутреннему контролю и аудиту
-
Кто должен осуществлять внутренний контроль бухгалтерской документации и кто должен осуществлять общий внутренний контроль
-
Организация службы внутреннего контроля: внутри компании, аутсорсинг, со-сорсинг.
-
Взаимодействие внутренних аудиторов с руководством, исполнительными органами и внешними аудиторами организации
-
Взаимодействие служб внутреннего аудита и со службой бухгалтерского учета и иными службами организации
3. Составляющие внутреннего контроля
-
Организация и осуществление внутреннего контроля предприятия в соответствии с рекомендациями Минфина
-
Документы о внутреннем аудите, который должен быть в организации в соответствии с требованиями Минфина
-
Описание бизнес процессов
-
Матрица рисков и процедур внутреннего контроля и как ее составить
-
Количественное и качественное измерение рисков
-
Составление оценочной таблицы
-
Выборка при осуществлении оценки эффективности внутреннего контроля
-
Способы оценки эффективности внутреннего контроля в соответствии с позицией Минфина
4. Внутренний аудит отдельных процессов и направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Организация деятельности по управлению рисками недобросовестных действий: риски искажения финансовой отчетности и риски утраты имущества
-
Причины недобросовестных действий
-
Способы предупреждения рисков недобросовестных действий
Внутренний контроль бюджета и системы мотивации
Внутренний контроль реализации продукции, денежных поступлений, снабжения, дебиторской и кредиторской задолженности, движения товарно-материальных ценностей, расчетов с персоналом, основных средств, производства продукции, инвестиций
Внутренний контроль документооборота. Анализ уставных и учредительных документов компании: на что обратить внимание.
Оценка кадровой и смежной с ней документации
-
Изучение трудовых и гражданско-правовых договоров
-
Налоговые и трудовые риски переквалификации с учетом новелл законодательства
-
Анализ кадровой документации и локально нормативных актов на наличие рисков
Договоры и сопровождающая их документация
-
Налоговые и гражданско-правовые риски договоров
-
Оценка гражданско-правовых рисков
-
Оценка договоров на наличие налоговых рисков (недействительность; необоснованная налоговая выгода и пр.)
-
Риски безвозмездных сделок
-
Риски, связанные с конкретными налогами (НДС, налог на прибыль и т.д.).
-
Риски, связанные с первичными документами
Оценка рисков применяемых способов налогового планирования
5. Разработка конкретных рекомендаций по устранению рисков. Анализ и управление рисками организации
-
Классификация рисков: по масштабам, формам и обстоятельствам их проявления, по природе формирующих их факторов
-
Риски реального бизнеса: стратегические, риски операционной деятельности, финансовые, риски чрезвычайных ситуаций
-
Стратегические риски: риски выбора стратегии и риски реализуемости стратегии
-
Операционные риски: риски инфраструктуры, ИТ, персонала
-
Рискообразующие факторы
-
Методы выявления рискообразующих факторов и рисков
-
Системы регистрации рисков
Практика: Идентификация и регистрация риска
6. Оценка и анализ рисков
-
Качественная и количественная оценка риска
-
Статистика и методы экспертных оценок - как получить необходимую информацию для оценки рисков
-
Концепция VaR - Value at Risk (рисковая стоимость)
-
Сценарный анализ и технология Stress Testing - как увидеть наиболее тяжелые риски
-
Измерители рисков. Разработка индикаторов рисков и их лимитов
-
Допустимый, критический и катастрофический риски
-
Текущий и периодический мониторинг
-
Карта (профиль) рисков как инструмент анализа и контроля рисков: назначение, структура, технология разработки
Практика: Проведение количественной оценки и ранжирование рисков (вычисление уровня риска). Стресс-тестирование. Вычисление Cash-Flow-ar-Risk для оценки риска долгового обязательства
Разработка карты (профиля) рисков. Как увидеть все риски вашего бизнеса
7. Управление рисками
-
Методы управления рисками: юридические, административные, экономические, социальные, производственные
-
Диверсификация рисков: наивная, отраслевая, диверсификация по Марковицу
-
Лимитирование риска, позиционные и структурные лимиты
-
Хеджирование риска, способы и инструменты
-
Анализ и устранение уязвимостей
Практика: Кейсы Примеры интуитивного управления рисками в бизнесе. Анализ уязвимостей. Ключевые показатели эффективности управления рисками
8. Построение системы управления рисками
-
Основные шаги построения системы управления рисками
-
Классификатор рисков компании
-
Организационная структура управления рисками и распределение рисков по уровням управления компанией
-
Функционирование системы управления рисками: выявление, оценка, управление, мониторинг
Практика: Создание простой системы управления рисками. Определение и обоснование стратегии управления рисками
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
Цели программы:
-
понимать закономерности развития организационных систем и предотвращать развитие системных кризисов организации; освоить методы оценки рисков.
-
минимизировать риски;
-
принимать обоснованные управленческие решения и выбирать оптимальные управленческие инструменты;
-
повысить доходность и эффективность бизнеса;
-
сформировать навыки системного анализа и проектирования организации.
Вы узнаете:
-
как провести внутренний аудит организации;
-
какие управленческие технологии и инструменты будут оптимальны именно для вашей организации.
Актуальность и практика применения:
-
анализ финансово-хозяйственной деятельности;
-
бизнес-планирование;
-
оценка бизнеса;
-
оптимизация антикризисных мероприятий.
Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются кейсы, живые случаи и примеры из практической работы участников.
В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы слушателей, обсуждение практических ситуаций.