Раздел 1. Профессиональные ценности и этика
Тема 1. Формирование профессиональной этики в бухгалтерской профессии
Становление и развитие профессиональной этики бухгалтера. Кодекс этики профессионального бухгалтера: назначение и порядок его применения. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров.
Тема 2. Основы профессиональной этики бухгалтера
Статус профессионального бухгалтера.
Фундаментальные моральные принципы: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Угрозы нарушения фундаментальных моральных принципов. Меры предосторожности в отношении угроз нарушения фундаментальных моральных принципов.
Этические конфликты и их разрешение: суть этических конфликтов; порядок их разрешения; действия публично практикующего профессионального бухгалтера и профессионального бухгалтера, работающего по найму по разрешению этических конфликтов.
Тема 3. Общие требования этики, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру — члену ИПБ России
Цели и особенности деятельности членов ИПБ России. Соблюдение профессиональных интересов бухгалтеров, работодателей и общества. Дисциплинарные санкции за несоблюдение профессиональных этических норм.
Тема 4. Этические нормы поведения публично практикующих профессиональных бухгалтеров
Финансовая заинтересованность. Кредиты и гарантии. Тесные деловые отношения с клиентом. Семейные и личные отношения. Длительные контакты старшего персонала с клиентом. Активы, доверенные клиентом. Оплата и расценки: относительный размер гонорара; просроченная оплата услуг; расценки; условная оплата услуг. Подарки и знаки внимания. Настоящее и будущее судебное разбирательство.
Тема 5. Этические нормы поведения профессиональных бухгалтеров, работающих по найму
Подготовка информации и представление её в отчётности. Необходимый уровень квалификации. Финансовая заинтересованность. Провокации: получение предложения взятки в различных формах; предложение взятки другому лицу.
Раздел 2. Бухгалтерский учёт
Подраздел 2.1. Реформирование бухгалтерского учёта
Тема 1. Гармонизация и регулирование бухгалтерского учёта и отчётности на международном уровне
Необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учёта.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО).
Национальные бухгалтерские стандарты.
Роль Фонда «Комитет по международным стандартам финансовой отчётности» — International Accounting Standards Committee Foundation (IASCF).
Роль Европейского сообщества: 4-я и 7-я Директивы Комиссии Европейского Сообщества по финансовой отчётности; их отличие от международных стандартов финансовой отчётности.
Тема 2. Развитие бухгалтерского учёта
Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учёта.
Задачи реформирования бухгалтерского учёта в интересах внешних и внутренних пользователей. Дискуссии о применении в России МСФО. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России.
Базовые принципы МСФО и их реализация в Концепции. Допущения, исходя из которых, строится бухгалтерский учёт: имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учётной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Требования к бухгалтерскому учёту: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.
Программа реформирования бухгалтерского учёта в РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, причины, цели и основная идея перестройки учёта. Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учёта.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта, приближенная к требованиям МСФО. Обеспечение стабильности развития бухгалтерского учёта при сочетании государственного и общественного регулирования. Развитие бухгалтерской профессии и система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.
Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Международная составляющая реформы.
Методическое обеспечение бухгалтерского учёта.
Тема 3. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в России
Четыре уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России.
Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте». Нормы Закона в области организации бухгалтерского учёта, документации и регистрации данных, бухгалтерской отчётности.
Положения по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности (ПБУ).
План счетов бухгалтерского учёта коммерческих организаций. Структура Плана счетов бухгалтерского учёта, основное содержание его разделов, порядок применения, достоинства и недостатки.
Методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы, регулирующие бухгалтерский учёт.
Рабочие документы конкретной организации: учётная политика, рабочий план счетов, формы отчётности организации и структурных подразделений и др.
Применение системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта на практике.
Тема 4. Финансовый и управленческий учёт
Цель и основы организации бухгалтерского учёта. Содержание, требования к информации и её состав, формируемый в бухгалтерском учёте. Критерии признания и оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов.
Роль и значение бухгалтерского учёта в управлении. Финансовый и управленческий учёт.
Возникновение финансового учёта, его основные черты, цели и задачи, область применения, глобализация финансового учёта в современных условиях на основе МСФО.
Пользователи публичной бухгалтерской отчётности, их интересы и требования. Прозрачность публичной бухгалтерской отчётности. Значение прозрачности для нормального функционирования рыночных отношений.
Элементы финансовой отчётности: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы. Оценка элементов бухгалтерской отчётности: фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), текущая рыночная стоимость, текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), дисконтированная стоимость. Понятие справедливой стоимости.
Раскрытие информации в бухгалтерской отчётности. Сравнение МСФО и российских ПБУ, их общность и различия.
Цели, задачи и содержание управленческого учёта. Различия в построении и содержании финансового и управленческого учёта, в нормативном регулировании их организации и методологии. Формирование конфиденциальной и оперативной информации для внутреннего управления организацией.
Налоговый учёт. Его цели, задачи и содержание. Различие в организации и содержании финансового и налогового учёта.
Финансовая политика организации. Возможность достижения заданного финансового положения (в соответствии с целями организации) посредством выбора методологических приемов ведения учёта. Капитализация и декапитализация расходов и доходов. Понятие финансовой политики организации и её составляющих: учётной, налоговой и договорной.
Учётная политика организации как инструмент применения бухгалтерского законодательства и условия её изменения. ПБУ 1/98 «Учётная политика организации».
Налоговая политика организации как инструмент оптимизации налогообложения и техника её формирования.
Договорная политика как инструмент выбора условий хозяйственных договоров, обеспечивающих желаемый финансовый результат и финансовое положение.
Правила трактовки нормативных документов в случае их противоречия.
Подраздел 2.2. Финансовый учёт
Глава 1. Внеоборотные активы и запасы
Тема 5. Учёт вложений во внеоборотные активы
Понятие, виды и оценка вложений во внеоборотные активы. Источники осуществления вложений во внеоборотные активы.
Общие принципы учёта вложений во внеоборотные активы.
Учёт операций по приобретению земельных участков и объектов природопользования.
Учёт строительства объектов основных средств. Способы производства строительных работ организацией: подрядный способ, хозяйственный способ. Учёт доходов, расходов и финансовых результатов по договорам на строительство. Учёт затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования при подрядном и хозяйственном способах их производства.
Определение стоимости законченных строительством объектов.
Учёт приобретения объектов основных средств. Учёт оборудования к установке.
Учёт приобретения и создания нематериальных активов.
Учёт вложений в основное стадо сельскохозяйственных животных.
Инвентаризация внеоборотных активов и отражение её результатов в бухгалтерском учёте.