День 1.
1-й уровень владения финансами: Базовые вопросы и системный подход.
-
Как правильно провести оценку успешности/эффективности бизнеса.
-
Основные финансовые компоненты: казначейство, учёт, бюджетирование, финансовый анализ.
-
Структура и форма основных финансовых отчетов. Отчет о Движении Денежных Средств (ОДДС), отчёт о доходах и расходах (прибылях и убытках), баланс.
-
Тренируем основной навык руководителя в финансах: чтение и интерпретация финансовых отчётов.
-
Практическое задание: руководителю выдаётся финансовые отчёты реальной компании, проводится разбор по шагам оценки финансового состояния.
-
Принятие управленческих решений. Что нужно делать и что делать нельзя при определённых параметрах финансового состояния.
-
Как должна быть устроена работа финансовой служба. Оргструктура финансовой службы.
-
Расчёт объёма инвестиций в развитие. Что может себе позволить организация инвестировать в развитие при умеренном риске.
-
Фиксируем навыки первого уровня: чек-лист по навыкам.
2-й уровень владения финансами: Информация для принятия управленческих решений.
-
Ключевые характеристики финансового состояния предприятия: деловая активность, платежеспособность, рентабельность, ликвидность.
-
Какие финансовые показатели особенно важны и полезны для руководителей и владельцев бизнеса.
-
Основа эффективного управления бизнесом – качественный учет и аналитика. Как правильно настроить управленческий и финансового учет в организации.
-
Регламент управленческой отчетности для бизнес-единицы.
-
Две версии управленческих финансовых отчетов: для финансистов и для директоров.
-
Взаимосвязь, взаимодействие и отличия бухгалтерского и управленческого финансового учета.
-
Чек-лист по проверке навыков второго уровня.
3-й уровень владения финансами: Управление денежными средствами, расходами и капиталом предприятия.
-
Структура, построение и анализ Отчета о Движении Денежных Средств.
-
Анализ денежных потоков и причины нехватки денежных средств в компании.
-
Структура, построение и анализ Отчета о Доходах и Расходах.
-
Классификация и структура расходов: три типовых модели анализа и контроля издержек.
-
Расчёт точки безубыточности и операционного рычага (риска) на основе отчёта о доходах и расходах.
-
Влияние структуры расходов на риски и чувствительность прибыли к изменению рыночных условий. Определение уровня чувствительности к изменению выручки и к изменению доходности.
-
7 ключевых вопросов анализа доходности бизнеса.
-
Управленческий баланс – главный финансовый и инвестиционный отчет о бизнесе.
-
Построение и анализ управленческого баланса.
-
Управленческий баланс как визуальное отражение финансовой стратегии компании. Взаимосвязь управленческого баланса и управления стоимостью бизнеса.
-
Основные источники финансирования бизнеса и их особенности.
-
Управление капиталом компании: как оценивать эффективность с учетом рисков.
-
Чек-лист по третьему уровню навыков
День 2.
4-й уровень: Финансовый анализ.
-
Контроль бизнеса начинается с анализа отчетности: 8 этапов финансового анализа.
-
Визуальный анализ основных финансовых отчётов: как за 5 минут провести оценку финансового состояния, не беря в руки калькулятор, и не используя Excel.
-
Анализ доходности по трём коэффициентам рентабельности продаж по прибыли.
-
Анализ платёжеспособности: анализ трёх денежных потоков и их балансировка для достижения устойчивого состояния.
-
Анализ финансовых коэффициентов по основным группам: доходность, платёжеспособность, ликвидность, деловая активность (оборачиваемость).
-
Рентабельность собственного капитала. Отраслевая специфика.
-
Классика финансового анализа: управление по "формуле Дюпон" (многофакторная модель оценки рентабельности инвестированного в бизнес капитала)
Бюджетирование: эффективная методика финансового управления и планирования.
-
Смысл и назначение бюджетирования – проложить для бизнеса маршрут.
-
Связь бюджетирования с финансовой стратегией компании.
-
Типология и классификация моделей бюджетирования.
-
Финансовое прогнозирование и сценарный анализ как основа бюджетирования.
-
Анализ и контроль исполнения бюджетов. Казначейский контроль и план-факт контроль.
-
Сложности при внедрении системы бюджетного управления.
-
Типовые серьезные ошибки при реализации бюджетирования.
-
Закрепление навыков 4-го уровня.
5-й уровень: Управление рисками – предвидеть и контролировать.
-
Какое значение имеет регулярный риск-менеджмент для повседневного управления бизнесом.
-
Определение и классификация рисков. Методы управления рисками.
-
Компоненты системы управления рисками.
-
Оценка рисков: экспертный подход.
-
"Матрица рисков" как основной инструмент (методика) по оценке рисков. Классификация рисков и определение параметров по каждому пункту из классификатора.
-
Чек-лист по рискам.
Перечень практических задач (кейсов):
Кейс 1: Составление баланса через основные этапы развития бизнеса. Формулирование финансовой стратегией бизнеса.
Подробнее о кейсе: в интерактивном режиме составляется управленческий баланс, на его основе производится расчёт стоимости капитала, которая сравнивается с рентабельностью капитала для определения доходности бизнеса. Далее производится оценка стоимости бизнеса на основе международных стандартов.
Кейс 2: Анализ финансового состояния на примере трёх компаний.
Подробнее о кейсе: слушателям выдаются финансовые отчёты трёх коммерческих организаций и финансовый анализ по ним. Задача: сделать интерпретацию финансовых коэффициентов (вынести суждение об основных моментах финансового состояния каждой организации).
Кейс 3: Отражение финансово-хозяйственных операций в основных управленческих финансовых отчетах (ОДДС, ОДР, Баланс).
Подробнее о кейсе: на примере наиболее типовых финансовых операций показываются связи между тремя основными финансовыми отчётами.
Кейс 4: Анализ финансового состояния предприятия.
Подробнее о кейсе: слушателю выдаются готовые финансовые отчёты и ставится задача: провести анализ отчётов, рассказать подробно об основных моментах финансового состояния организации, вынести суждение о том, в каком финансовом состоянии находится организация, дать рекомендации по улучшению финансовых результатов.
Кейс 5: Оценка рисков и определение методов защиты от них.
Подробнее о кейсе: слушателю выдается описание деловой ситуации, а слушатель должен провести анализ и выделить основные риски, экспертно определить вероятность их наступления и примерный порядок от ущерба. Предложить меры по снижению вероятности наступления рисков и размера ущерба от них.
Тест: Диагностика (определение) типа руководителя.
Подробнее о тесте: руководителю полезно знать свои сильные и слабые стороны и, при этом, стараться развивать сильные стороны и компенсировать слабые. Кейс за 5 минут позволяет руководитель сориентироваться в основных типах личности руководителя и сделать выводы о корректировке личной программы развития.
Цели семинара:
Повысить финансовую грамотность руководителя и качество финансовой компоненты управленческих решений.
В результате обучения участники:
-
Научатся профессионально проводить оценку эффективности бизнеса.
-
Приобретут навык чтения и интерпретации финансовых отчётов.
-
Освоят методики по оценке финансового состояния организации/бизнеса через расчёт и интерпретацию финансовых показателей.
-
Выработают умение системно оценить качество финансовой системы организации.
-
Освоят навык по оценке будущего финансового состояния через бюджеты.
-
Изучат простой способ формирования финансовой стратегии.
-
Научатся практическому применению системы управления рисками.
В стоимость обучения входит: методический материал.
Документ по окончанию обучения: Сертификат об участии в семинаре.