1. Государственно-частное партнерство как эволюция системы государственного управления: от госзаказа к инвестиционным проектам. Поиск баланса интересов государственного и частного партнеров: правовые и финансовые аспекты, возможные формы сотрудничества, перспективы в 2017 г.
2. Правовые и организационные основы партнерства государства и частного капитала.Законодательная база формирования и развития государственно-частных партнерств. Государственно-частные институты: ВЭБ, Инвестиционный фонд РФ, государственные корпорации и т.п. Государственно-частные инструменты: концессионные соглашения и инвестиционные соглашения, предусмотренные правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Порядок реализации проектов ГЧП и МЧП в 2017 году с учетом приведения региональных нормативных актов в соответствие с требованиями Федерального закона № 224-ФЗ от 13.07.2015. Порядок организации межведомственного согласования на региональном уровне. Обязательные требования соглашений о ГЧП и МЧП, требования к частным партнерам и отраслевой перечень объектов соглашения. Порядок подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашений о ГЧП и МЧП. Гарантии прав частных партнеров.
3. Государственно-частные инструменты, выбор реализации инвестиционного проекта исходя изисточников финансирования, нормативно-правовые аспекты:
-
инструменты бюджетного инвестирования (федеральные целевые и федеральные адресные инвестиционные программы – ФЦП, ВЦП, ФАИП);
-
инструменты бюджетного финансирования без признаков бюджетных инвестиций (сервисные контракты, контракты жизненного цикла);
-
инструменты частного инвестирования (концессионные соглашения, иные виды инвест-соглашений с условиями инвестирования со стороны бизнеса);
-
смешанное финансирование, осуществляемое в ряде комплексных проектов (например, в инвестиционных соглашениях, реализуемых с участием средств Инвестфон-да РФ).
-
кредиты и иные финансовые инструменты ВЭБ.
4. Источники и структура финансирования проектов государственно-частного партнерства, меры господдержки проектов. Отбор и подготовка проектов государственно-частного партнерства.Обоснование выбора: что нужно оценить для принятия решения о целесообразности проекта ГЧП; Этапы подготовки проекта. Общеорганизационные вопросы. юридическая, техническая и экономическая подготовка. Укрупненный алгоритм подготовки проекта. Инвестиционный механизм ГЧП и основы проектного финансирования партнерств. Источники финансирования проектов ГЧП. Основы проектного финансирования строительства или реконструкции объектов. Методы, предпринимаемые государственными (муниципальными) органами власти для улучшения финансового климата. Опыт муниципалитетов и допускаемые ошибки по привлечению внебюджетных средств для реконструкции и развития инфраструктурных объектов.
5. Понятие и классификация Государственной, Федеральной, ведомственной целевой программы, этапы разработки и реализации. Термины и определения. Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП).
-
Требования, предъявляемые к содержанию и целеполаганию программ.
-
Классификация целевых комплексных программ: по уровню, составу, сферы влияния и реализации; по характеру и специфике проблем и целей; по срокам выполнения.
-
Целевая направленность, высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. требования к программам. Отбор перечня проблем, подлежащих программному решению.
-
Правовые основы реализации целевых программ. Нормативно-правовая база разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). Государственные капитальные вложения. Паспорт инвестиционного проекта. Государственные кредиты при реализации ФЦП и ФАИП.
6. Государственное регулирование деятельности предприятий при реализации ФЦП. Внешний контроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфином России, Минпромнауки России, а также государственными контролирующими органами; Внутренний контроль, осуществляемый самими федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками федеральных целевых программ.
7. Особенности организации исполнения госконтракта в рамках ФЦП. Функции участников инвестиционной деятельности и схема, по которой реализуется инвестиционный проект.
8. Документационное обеспечение инвестиционного проекта в рамках ФЦП и ФАИП. Особенности оформления документов в соответствии с государственными требованиями.
9. Особенности построения финансовой модели инвестиционного проекта в рамках ФЦП и ФАИП.
-
Пути и способы привлечения инвестиций в проект.
-
Разработка финансовой модели проекта.
-
Финансовые критерии оценки инвестиционных проектов (PI, IRR, NPV и др.).
-
Методы оценки затрат при разработке финансовой модели.
-
Поиск и расчет точек выхода из проекта. Влияние рисков на проект;
-
Письмо Минфина России от 30.12.1993 г. № 160.
10. Способы повышения эффективности исполнения федеральных целевых программ для промышленных предприятий: прогнозирование затрат на стадии аванпроекта, пути снижения технологической себестоимости изделия.
11. Кейс: Реализация инвестиционного проекта в рамках ФЦП и ФАИП на примере строительного проекта.
-
Особенности организации и регулирование строительной деятельности при реализации ФЦП.
-
Документационное обеспечение инвестиционно-строительного проекта в рамках ФЦП и ФАИП. Особенности оформления документов в соответствии с государственными требованиями в сфере землеустройства, градостроительства, проектирования, строительства и строительного надзора, ввода объекта в эксплуатацию, сетей инженерно-технического обеспечения.
-
Технические требования к проведению проектно-изыскательских работ и разработке проектно-сметной документации. Государственная экспертиза ПСД. Проверка достоверности сметной стоимости ПСД.
-
Отчетность о выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ: формы и сроки представления. Строительный контроль и надзор.
12. ГОЗ, инвестиционные механизмы финансирования предприятий ОПК, практика реализации проектов в рамках ФЦП и ФАИП. Бюджетное финансирование предприятий, работающих в системе гособоронзаказа, через федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу. Господдержка оборонных предприятий на основе Государственной программы вооружений на 2016-2025 гг.
13. Критерии отбора инвестиционных и социально-значимых объектов для включения в ФЦП, ВЦП, ФАИП. Основные принципы распределения средств федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов, приоритеты при определении направлений расходования бюджетных ассигнований.
14. Специальный инвестиционный контракт – новый инструмент промышленной политики.
-
Цель введения инструмента. Аналоги заключения специальных инвестиционных контрактов за рубежом. Примеры из российской практики.
-
Отличия специального инвестиционного контракта от соглашения о государственно-частном партнерстве или обычного инвестиционного контракта.
-
Что получает государство и инвестор от заключения специального инвестиционного контракта.
-
Какие условия включаются в специальный инвестиционный контракт.
-
Какие документы и информацию инвестор должен подготовить для заключения специального инвестиционного контракта.
-
Порядок заключения специального инвестиционного контракта.
15. Государственно-частные партнерства как способ реализации «контактов жизненного цикла». Конкурсные процедуры по отбору частных инвесторов. Порядок подготовки и проведения конкурса. Разработка конкурсной документации. Этапы конкурса, сроки его проведения, оформление протоколов, обжалование результатов торгов. Особенности проведения совместных конкурсов в отношении нескольких объектов. Критерии для оценки конкурсных предложений. Порядок определения победителя.
16. Концессионные соглашения. Новое в заключении концессионных соглашений с 1.01.2017 (Федеральный закон № 275-ФЗ от 3.07.2016). Формы заключения соглашений: концессионный конкурс, межмуниципальный конкурс, частная инициатива, трансформация. Требования к конкурсной документации. Условия изменения концессионного соглашения. Перечень объектов, в отношении которых невозможно заключение соглашений.
17. Функции Финмониторинга, контроль и мониторинг использования государственных денежных средств.
18. Возможность увеличения сметы (изменения) в рамках утвержденной программы (заключенного гос. контракта).
19. Отчетность о выполнении работ: формы и сроки представления. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521.
20. Договорные и финансовые обязательства партнерской структуры:
-
Концессионное соглашение
-
Кредитные соглашения партнерства
-
Контракты страхования для запуска механизма страхования возможных рисков
-
Межкредиторские соглашения
-
Акционерные соглашения
-
Гарантии, кредитная и спонсорская поддержка
-
Денежные обязательства сторон
-
возмещение расходов сторон,
-
возврат собственных и заемных средств концессионера
-
Другие ключевые контрактные вопросы
21. Экономические риски при исполнении госконтракта и в рамках реализации проектов ГЧП. Ответственность должностных лиц предприятия – заказчика и генерального подрядчика по государственному контракту. Комплекс мер по минимизации экономических рисков. Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета. Приказ Минэкономразвития РФ от 24 февраля 2009 г. № 58. Реализация проекта на основе концессионного соглашения: ключевые риски и «подводные камни» - юридический и финансовый анализ.
22. Практические вопросы налогообложения в области проектов ГЧП. Особенности налогообложения концессионных соглашений и иных форм ГЧП. Анализ и разработка платёжного механизма проекта ГЧП с учётом особенностей налогообложения. Проверка концессионного соглашения на предмет налоговых рисков. Налоговые аспекты в финансовом моделировании.
23. Гарантии прав концессионеров и частных партнеров соглашений ГЧП. Порядок и источники возврата вложенных инвестиций, требования к банковской гарантии. Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. Роль бюджетного субсидирования выпадающих доходов в концессионной модели. Трехстороннее соглашение между концессионером, концедентом и кредитором. Порядок передачи объектов соглашений о ГЧП и МЧП в частную собственность.
24. Рекомендации по изучению перспектив развития законодательства о государственных инвестиционных программах или что нужно проанализировать для получения конкурентных преимуществ и быть постоянно интересными для получения государственных заказов и заключения партнерских контрактов:
-
«Контракты жизненного цикла» в соответствии с 44-ФЗ.
-
«Программы партнерства корпоративного заказчика и поставщиков» в соответствии с 223-ФЗ.
25. Альтернативные инвестиционные источники финансирования предприятий:
-
Частные инвестиции: перспективы коммерческого кредитования, кредиты под госгарантии
-
Отсрочки по оплате как форма кредитования при расчетах с государственным Заказчиком.
26. Подведение итогов семинара. Ответы на вопросы.
Семинар посвящен правовым и финансовым аспектам взаимодействия государства и частных инвесторов, возможностям реализации таких инвестиционных проектов в сложившихся экономических условиях. Особенно остро стоят как проблемы формирования этих программ и проектов со стороны государственных структур, так и порядок их реализации и контроля. В настоящее время наиболее актуальным для исполнителей таких программ и контрактов становится вопрос ценообразования. Отсутствие системы и алгоритмов управления ценами кооперации, жесткие требования со стороны заказчика по твердым ценам к исполнителю приводят к увеличению рисков операций и отсутствию долгосрочных условий для планирования предприятиями своего развития.