Цели курса:
-
развить навыки получения информации из различных источников
-
сформировать навыки критического мышления, оценки фактов и ситуаций
-
сформировать навыки построения адекватной модели ситуации и обоснования принятия решений
-
освоить понятие систем и системный взгляд на ситуацию
-
получить знания и умения четко формулировать и различать причинно-следственные связи
-
прогнозировать развитие событий
-
научиться находить рычаги по изменению систем
-
оценить свой личностный потенциал: широту кругозора, умение мыслить, интуицию
-
обрести навыки эффективной генерации идей
-
научиться находить ответы на поставленные вопросы
Методы проведения:
Информационные блоки, тестирование, эксперименты, выполнение индивидуальных заданий, групповые упражнения, анализ ситуаций, дискуссии, современные методы развития интеллекта и мышления. Практика в учебных, приближенных к реальности ситуациях
Программа:
День 1. Критическое мышление
Введение. Что такое «критическое мышление» и его использование на практике
Получение, накопление и систематизация информации
-
Каналы восприятия информации
-
Типы источников информации: люди, документы, объекты
-
Критерии качества информации
-
Обнаружение искажений информации
-
Методики систематизации информации
Практика: Критерии отбора источников, фильтры внимания, анализ достоверности, систематизация информации
Навыки и инструменты критического мышления
-
Принципы, стратегии и процедуры критического мышления
-
7 установок критического мышления по Д. Халперн
-
Типы знаний в контексте критического мышления: оперативные знания, концептуальные знания
-
4 шага критического мышления: наблюдение, анализ и проверка, предложение альтернативы, действие
-
Вопросы как инструменты критического мышления и ориентации в ситуациях и проблемах
-
Техники критического мышления
-
Создание ситуаций выбора
Практика: Шесть типов вопросов. «Ромашка Блума», Сократовы вопросы, Игра «Да-нет»
Выводы и оценка
-
Обоснованные оценки, интерпретации
-
Формулирование обоснованных выводов
-
Как применять полученные результаты
Практика: Выбор приемов и методов критического мышления для решения конкретных задач участников
Завершение тренинга
-
Индивидуальные рекомендации участникам
День 2. Тренинг системного мышления
Система и системное мышление
-
Виды систем, законы и принципы в системе
-
Элементы и взаимосвязи в системе
-
Свойства системы и ее частей
-
Взаимосвязи окружающих предметов, событий и явлений
-
Системное мышление и системный подход
-
Цели применений системного мышления
Практикум: Анализ систем
Практикум: Развитие навыков системного мышления
Информация в системах. Обратная связь
-
Источники информации для анализа
-
Обратная связь как источник информации для анализа и принятия решений
-
Петли обратной связи
-
Усиливающая и уравновешивающая обратная связь в системах
-
Причина и следствие: заблуждение и истина
-
Ошибки при установлении причинно-следственных связей
Практика: Установление причинно-следственных связей
Инструменты системного мышления
-
Формулирование определенных взаимосвязей
-
Использование «замещающего восприятия» для получения и анализа системной информации
-
Виды умозаключений (осуществления выводов)
-
Выработка решений
-
Прогнозирование событий и оценка выработанных решений
-
Основные логические ошибки при прогнозировании событий
Практика: Применение системного мышления при прогнозировании и принятии решений в стандартных и нестандартных ситуациях
Практика: Применение системного мышления в анализе данных
Построение системных моделей
-
Ограничения внешние и внутренние
-
Расширение горизонта мышления: многомерное и пространственное мышление
Практика: Разбор практических систем и возможностей их изменения
Практика: Самоменеджмент системного мышления и создания успешных и неуспешных
Законы, ограничения и правила как барьеры в использовании системного подхода
День 3. Развитие интеллекта и мышления. Мастер-класс Максима Поташева
Введение
Определения интеллекта
Виды интеллекта. Пространственный, вербальный, математический, практический интеллект
Практикум: Оценка общего уровня интеллектуальных способностей и типа интеллекта участников
Стратегии мышления
Эффективные стратегии мышления
Разгонка мышления
Развитие гибкости мышления. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности
Барьеры мышления и способы их преодоления
Практикум: Оценка широты кругозора и общей эрудиции участников
Практикум: Тренинг интуиции
Стимуляция мышления и генерирование идей
Нестандартное мышление и креативный подход к решению задач
Управление потоком случайных ассоциаций
Специальные методы генерации идей: логические интуитивные, методы коллективного поиска идей
Аналогии: когда и в каком случае уместно их применение
Технологии отбора и оценки идей
Мозговой штурм; традиционные техники мозгового штурма
Практикум: Отработка методов коллективного мышления. Отработка методики мозгового штурма
Практикум: Интеллектуальный тренинг «Брейн Ринг»: игра нескольких команд: на вопросы ведущего одновременно отвечает несколько команд, в результате борьбы выявляется команда-победитель
Подведение итогов, индивидуальные рекомендации