1. Методы и средства общения.
1.1. Коммуникативная сторона общения
Определение общения как вида деятельности человека. Особенности вербального общения. Коммуникативный акт. Эффективность передачи информации: синтаксическая адекватность, семантическая адекватность, прагматическая адекватность. Виды слушанья: направленное, эмпатическое, нерефлексивное, активное рефлексивное. Определение и виды невербального общения: мимика, жесты, проксемика, просодика. Понятие личных границ. Конгруэнтность при передаче информации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.
1.2. Взаимодействие как основное средство профессионального общения
Общение как взаимодействие субъектов. Уровни взаимодействия в теории транзактного анализа: скрытые и явные транзакции, «драматический треугольник», игры. Основные виды взаимодействия: демагог, коллега, шалун, профессор. Сотрудничество в профессиональном взаимодействии: групповые цели, распределение обязанностей, руководство и контроль. Обратная связь в деловом общении.
2. Основные формы профессиональной коммуникации
2.1.Публичное выступление и деловая беседа.
Основные формы профессионального общения: деловая беседа, публичное выступление, переговоры, дискуссия и спор. Этапы ведения деловой беседы: подготовительный, основной и заключительный. Условия успешной деловой беседы. Основные приемы ведения беседы и передачи информации. Метаязык в деловом общении .Этапы организации публичного выступления и принципы речевого воздействия на аудиторию.
2.2. Технология ведения переговоров и правила убеждения в споре
Организация и основные принципы ведения деловых переговоров. Этапы ведения переговоров. Организация спора: определение предмета спора, определение позиций участников, согласованность терминологии, поведение участников в споре. Тактические приемы спора: корректность, доброжелательность, восприимчивость, условное принятие, прием бумеранга, подхват реплики, довод к человеку, апелляция к публике. Каналы убеждения.
3. Стили управления и ролевая структура группы
3.1. Стили и принципы управления группой
Роль лидера в группе. Руководство и лидерство. Формальные и неформальные лидеры и лидерские качества личности. Функции управления: планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль. Основные стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Факторы, определяющие тип управления: личные качества, характеристики группы, ситуация. Сплоченность группы.
3.2. Функциональная и ролевая структура группы
Стадии развития группы: формирование, приобретение навыков, упрочнение, деление на подгруппы, гармония, разрушение группы. Социальная и социально-психологическая структуры группы. Функциональная и ролевая структура группы. Основные типы ролей и ролевого поведения: роли, обеспечивающие решение задачи, поддерживающие роли, процедурные роли, эгоцентрические роли.
4. Конфликты и манипуляции в профессиональной среде
4.1. Способы манипулирования в процессе общения
Определение понятий манипуляция и манипулятор. Психологические механизмы воздействия при манипуляциях: суггестия, заражение, побуждение, обесценивание, игнорирование. Мишени манипулятивного воздействия. Манипулятивные тактики: слухи, угрозы, провокации, дезориентация, имитация сотрудничества, деловое взаимодействие. Распознавание и противодействие манипуляциям.
4.2. Особенности конфликтов в организации
Определение конфликтной ситуации. Виды и функции конфликтов. Причины конфликтов в организации: информация, несовпадение позиций, дефицит материальных ценностей, особенности восприятия, ценности, конфликтные личности, агрессивные реакции, социально-психологическая несовместимость. Стадии развития конфликта: предконфликтная, собственно конфликт, постконфликтная. Основные стратегии и принципы решения конфликтов.
5. Практическая часть
5.1. Упражнения на формирование навыков эффективного общения и взаимодействия: передача и понимание вербальной и невербальной информации, обратная связь в процессе общения, сотрудничество и организация совместной деятельности.
5.2. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликте: навыки убеждения и противостояние влиянию, отработка эффективных моделей преодоления конфликтов. Расширение способов поведения в конфликте.