Тема 1: Методические основы учебного видео.
-
Почему учебное видео находит широкое применение в обучении (диаграмма запоминания материала).
-
История учебного видео.
-
Учебное видео и революция медиа.
-
Учебное видео и мотивация слушателей
-
Учебное видео как тип взаимодействия Преподаватель – Слушатель.
Тема 2: Типология и примеры учебного видео.
-
Профессиональные учебные фильмы.
-
Студийные видео лекции. Лектор на фоне презентуемого материала. Лектор рядом с презентуемым материалом. Лектор на фоне доски. Лектор перед стеклянной доской. Картинка в картинке. Крупный план. «Шоу».
-
Скринкасты. Картинка в картинке. Только презентуемый материал. «Немой» скринкаст (без голоса с визуальными пояснениями). Убыстренный скринкаст. Скринкаст как хелп. Скринкасты с элементами видеоскрайбинга.
-
Видеоскрайбинг. Профессиональный. Полупрофессиональный. Любительский. Скрайбинг как школьная доска. Комбинированный скрайбинг (с готовыми изображениями). Скррайбинг как тип сторителлинга (рассказывания истории).
-
Учебная анимация.
-
Видео-инфографика. Инфографика данных и инфографика знаний.
-
Интерактивные видеоролики. Использование YouTube и специальных сервисов.
-
Видео комиксы.
-
Диалоги.
-
Псевдо видео. Презентация с озвучкой. Слайд-шоу. Последовательность скриншотов.
-
Учебное видео как запись синхронных учебных мероприятий (вебинаров, видео консультаций).
-
Демонстрация. Демонстрация опыта. Демонстрация лабораторной работы. Демонстрация работы оборудования, программного обеспечения. Демонстрация сборки-разборки оборудования. Создание видео по фотосъемке фаз процесса (ремонт, сборка-разборка, процесс создания чертежа, рисунка и т.п.)
-
Учебное видео, как способ фиксации временной координаты любой визуализации (timeline).
-
Учебное видео на основе объективной видеосъемки (фиксация технологических процессов, правонарушений, ДТП). Сверхдлинные видеоролики (пример – ролик про циклические химические реакции).
-
Фиксация движения зрачка глаза, зоны фиксации.
Практикум 1: выбрать и обосновать выбор 3 видов учебного видео для своей дисциплины или для курса, который Вы собираетесь создавать. Изложить в виде текста объемом 0,5-1 страницу. Защитить выбор на учебном форуме. Примеры приветствуются.
Тема 3: Подготовка скринкастов (часть 1).
-
Сервис Scrincast-O-Matic. Приложение Camtasia Studio.
-
Препродакшн. Подготовка предварительных материалов скринкаста. Правила создания презентаций для скринкаста (подготовка шаблонов, требованияк к фонам, шрифтам, верстке, внутрикадровая и межкадровая анимация). Использование эффекта рисования в процессе создания скринкаста. Аудио сопровождение скринкаста, требования к голосу, стилю. Настройка оборудования.
Практикум 2: создать простейший скринкаст при помощи сервиса Scrincast-O-Matic.
Тема 4: Подготовка скринкастов (часть 2).
-
Приложение Camtasia Studio.
-
Запись скринкаста (продакшн). Процесс записи. Выбор параметров (окно или полный экран, соотношение сторон, разрешение, источники аудиосигнала, специальные аудио- и видеоэффекты). Захват видеоизображения с экрана и с видеокамеры (Web-камеры). Поведение автора скринкаста в кадре. Постановка света в кадре. Выбор фона в кадре. Выбор плана.
-
«Начитка» текста скринкаста. Фиксация ошибок и повторные записи.
Практикум 3: записать скринкаст при помощи приложения Camtasia Studio.
Тема 5: Подготовка скринкастов (часть 3).
-
Приложение Camtasia Studio.
-
Постпродакшн (монтаж) скринкаста. Удаление длиннот, ускорение повествования. Работа со звуком. Удаление шумов, наложение фонового звукового сопровождения. Наложение статических изображений и дополнительных видео. Картинка в картинке. Увеличение «наезд камеры».
-
Работа с проектом, сохранение и загрузка проекта. Рендеринг – сохранение результата работы в виде файла нужного разрешения и формата. Загрузка видео на облачные сервис (YouTube, Vimeо). Массовые операции – рендеринг нескольких проектов.
Практикум 4: смонтировать скринкаст при помощи приложения Camtasia Studio и опубликовать его на YouTube.
Тема 6: Подготовка и монтаж записей синхронных учебных мероприятий
-
Запись вебинара на примере вебинарной системы от Мираполис.
-
Сохранение записи.
-
Конвертация записи в стандартный видеоформат.
-
Монтаж видеоролика на основе записи.
-
Работа со звуком, сокращение технической части вебинара. Удаление длиннот. Наложение видеороликов и дополнительных изображений.
Тема 7: Подготовка интерактивного видео, видео комиксов, диалогов
-
Интерактивные видеоролики на YouTube.
-
Интерактивные видеоролики в сервисе ThingLink.
-
Видео комиксы Powtoon.
-
Диалоги в Branchtrack.
Практикум 5: создать интерактивный ролик в YouTube или в сервисе ThingLink на основе ранее подготовленного скринкаста.
Тема 8: Создание учебного видео портала на YouTube
-
Создание и оформление канала.
-
Структурирование видео контента, плей-листы. Оптимальная продолжительность учебного видеоролика.
-
Загрузка видео на канал. Подготовка описания видеоролика. Интерактивные элементы, ссылки между роликами. Титры.
-
Структура видеоролика со ссылками и таймингом.
-
Подготовка видеозаставки канала. Статическая заставка ролика, плейлиста, канала.
-
Создание связей межу учебным видео порталом и учебными курсами. Интеграция учебного видео в курс.
Практикум 6: оформить личный видеоканал на YouTube. Создать его заставку. Создать несколько плей-листов и поместить в них какие-либо видеоролики. Создать для роликов статическую заставку.
Тема 9: Участие автора в процессе записи студийного учебного видео
-
Идея и сценарий видео лекции.
-
Подготовка сопроводительных материалов.
-
Внешний вид. Поведение в кадре. Основные планы.
Тема 10: Подготовка ролика в технологии видеоскрайбинга.
-
Работа с приложением «Объясняшки». Работа с приложением Sparkol Videoscribe
Практикум 7:. Создать учебный ролик с применением одного из изученных в теме приложений
Тема 11: Учебные видеоролики как исходный контент для интерактивных элементов учебного контента.
-
Примеры использования учебных видеороликов в сервисах для создания осей времени, интерактивных картинок, лонгридов и т.д.
Практикум 8 (факультативно): создать любой вид интерактивного контента с применением учебных роликов.
Тема 12: Дополнительные возможности видеомонтажа
-
Футажи. Переходы.
-
Использование альфа-канала при монтаже видео.
-
Приложение Juiser 3 для выбора и настройки дополнительных элементов учебного видео.
-
Заставки и видео введения в учебном ролике.
-
Промо-ролики в учебном курсе.
Практикум: добавить в свой ролик заставку и переходы между сценами, на основе выбранного набора футажей.
После обучения на курсе Вы сможете самостоятельно:
1. Выбрать оптимальный вид учебного видео для своей дисциплины, подготовить материалы и презентацию для скринкаста, настроить оборудование.
2. Записывать скринкасты с использованием специальных аудио- и видеоэффектов и редактировать их (удалять длинноты и шумы, накладывать фоновое звуковое сопровождение, изображения и дополнительное видео и др.).
3. Сохранять видео в виде файла нужного разрешения и формата и загружать его на облачные сервисы (YouTube, Vimeо и др.).
4. Создать свой учебный видеопортал на YouTube
В процессе обучения Вы примените полученные знания на практике и получите обратную связь от профессионального преподавателя с многолетним опытом создания учебного видео.
Подробнее о преподавателе:
Калинников Павел Юрьевич: имеет опыт создания и развития систем электронного обучения более 13 лет. Руководил разработкой электронного учебного контента, формировал концепцию и идеологию создания электронных библиотечных систем с посещаемостью до 50 тыс. человек в день, образовательных порталов.
Работал директором центра развития электронного обучения в Московском финансово-промышленном университете "Синергия", директором департамента разработки электронного контента в Открытом технологическом институте, начальником Центра дистанционных образовательных технологий в Московском институте экономики, менеджмента и права, директором центра дистанционного образования в Московском государственном университете печати. В настоящий момент руководитель учебно-методического центра ООО "Директ-Медиа" и вице-президент общественной организации «Профессионалы дистанционного обучения» .
В качестве эксперта принимал участие в проектах по формированию учебного контента учебным видео-каналом "Университетская библиотека онлайн", открытой библиотекой электронных учебных курсов МФПУ "Синергия", сайта электронного обучения МИЭМП. Проводил аудит СДО и электронного учебного контента ОАО "ГАЗПРОМ".